В настоящее время одной из главных целей государственной политики является становление цифрового общества. Для реализации данной цели нормативно-правовая документация сферы образования регулярно претерпевает изменения: вносятся поправки в ранее действующие законы и стандарты, разрабатываются приоритетные проекты, вступают в силу стратегические целевые программы федерального и регионального уровней.
Основой нормативно-правовой базы, нацеленной на становление цифрового образования и общества в Российской Федерации, является Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы». Данная стратегия устанавливает пути и порядок реализации государственной политики в области применения государственными организациями информационных и коммуникационных технологий при предоставлении услуг гражданам страны. Представленный в правовом акте приоритетный сценарий определит развитие информационного общества в России.
К настоящему времени в рамках исполнения указа Президента России № 203 выполнены следующие задачи.
1. Министерство образования и науки Российской Федерации обновило правила использования электронного обучения и технологий дистанционного образования в образовательных организациях. А именно установлено, что организации, предоставляющие образовательные услуги, имеют право реализовывать образовательные программы как в целом, так и их части, используя только электронное обучение и технологии дистанционного образования.
2. Приняты к исполнению следующие приоритетные проекты в области образования:
• приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников», в рамках которого правительство РФ стремится предоставить максимальную доступность обучающимся к качественному общему образованию;
• приоритетный проект «Цифровая школа», нацеленный на обеспечение к 2024 году всех общеобразовательных учреждений современной и безопасной цифровой образовательной средой, гарантирующей достижение необходимого уровня информатизации образования;
• приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», предоставляющий возможность гражданам Российской Федерации получить необходимое им качественное образование с любой точки страны посредством дистанционного онлайн-обучения.
3. Созданы и развиваются онлайн-платформы, включенные в реестр единого информационного ресурса «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»:
• национальная открытая образовательная платформа «opensu.ru». В настоящее время платформа предоставляет пользователям 322 курса по различным направлениям обучения;
• межвузовская платформа для электронного онлайн-образования «Универсариум», которая имеет более полумиллиона пользователей;
• крупнейший открытый видеоархив лекций для обучения на русском языке «Лекториум» [1].
4. Нормативно-правовые документы, регламентирующие цифровизацию образования, обусловили становление и внедрение в вузы и организации среднего профессионального образования не только самих дистанционных учебных курсов, но и дисциплин, направленных на формирование компетенций, связанных с установлением и развитием навыков работы с дистанционными образовательными технологиями.
Вместе с тем достижение данной цели сопряжено не только с внедрением, использованием и развитием в рамках образовательного процесса современных прорывных цифровых информационных технологий, но и с устранением правовых и организационных барьеров для их внедрения и использования. Во многом это обусловлено тем, что в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, а также в планах мероприятий по ее реализации налицо несогласованное использование категорий «барьеры» и «ограничения». Речь идет о том, что барьеры и ограничения могут быть «правовыми», «регуляторными», «законодательными», «организационными» и т.д., но при этом нормативное содержание каждого из этих видов не определяется [2].
Анализ законодательства РФ и субъектов РФ, подзаконных нормативных правовых актов и документов стратегического планирования в сфере образования позволил выявить наличие следующих организационных барьеров в этой сфере.
Так, в документах стратегического планирования федерального уровня главный организационный барьер — это ориентация на создание и развитие российского цифрового образовательного пространства при незакрепленности конкретных задач, мероприятий, целевых индикаторов и показателей в отношении цифровых технологий в государственной программе «Развитие образования».
В свою очередь на уровне законодательства субъектов РФ обнаруживается сразу несколько организационных барьеров. Во-первых, налицо фрагментарность самой этой законодательной среды. Так, лишь в некоторых субъектах РФ государственные программы развития образования предусматривают совершенствование цифровой образовательной среды.
Во-вторых, в них нет положений о цифровизации или цифровой трансформации отрасли образования в целом. В-третьих, не определены конкретные показатели внедрения и применения цифровых технологий.
К правовым барьерам на уровне федерального законодательства об образовании нужно отнести ориентацию на традиционное информационное обеспечение и отсутствие правового регулирования применения прорывных цифровых технологий в сфере образования.
На уровне законодательства субъектов РФ, помимо общей ориентации на традиционную информатизацию (т.е. информационное обеспечение существующих отношений в сфере образования, но без применения прорывных цифровых технологий), барьером является также фрагментарность закрепления элементов механизма правового регулирования применения информационных технологий в целом.
Кроме того, на этом уровне выявлены отсутствие правового регулирования применения цифровых технологий и механизмов оценки их влияния на образование при разработке нормативных правовых актов; фрагментарность правового регулирования проведения экспериментов в сфере образования. На уровне подзаконных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ выявлено значительное число барьеров, которые относятся не собственно к цифровизации, а к информатизации как ее этапу [2].
Таким образом, в законах РФ затронуты только отдельные аспекты правового регулирования цифровизации образования, в то время как необходима ее системная нормативная институционализация.