Товары как объекты товарной экспертизы обладают совокупностью органолептических, физических, химических, физико-химических свойств, а также могут служить переносчиками различных микроорганизмов и насекомых, в том числе и возбудителей патогенных, эпизоотических и гельминтологических и других заболеваний. В этой связи возникает необходимость в осуществлении комплексной товарной экспертизы, чтобы предотвратить негативное воздействие на организм человека недоброкачественных товаров и в первую очередь пищевых продуктов.
Комплексная товарная экспертиза включает следующие виды: товароведная, санитарно-эпидемиологическая, ветеринарно-санитарная, фитосанитарная, иногда экологическая экспертиза. Последняя проводится в основном для органических продуктов [1].
В проведении комплексной товарной экспертизы принимают участие эксперты разных специальностей: экспертытовароведы, санитарные, ветеринарные, карантинные врачи и эксперты по экологической сертификации.
Указанные виды товарной экспертизы проводятся не одновременно, на разных этапах технологического жизненного цикла продукции и завершаются установлением соответствия (или несоответствия) регламентируемым требованиям нормативных документов, принятых в области каждого вида экспертиз. В этих документах определяются не только номенклатура продукции, подлежащей экспертной оценке, но и номенклатура показателей качества и безопасности продукции, их допустимые уровни или значения, а также способы документального подтверждения соответствия.
В этой связи представляет интерес рассмотрение нормативно-правовой базы товарной экспертизы разных видов. Наиболее обширная нормативная база характерна для товароведной экспертизы.
При ее проведении товароведы-эксперты используют технические регламенты и документы по стандартизации (межгосударственные и национальные стандарты, стандарты организаций, в том числе и технические условия, общероссийские классификаторы), которые служат доказательной базой при экспертной оценке. Однако для товароведной экспертизы отсутствует законодательная база на уровне федеральных законов и подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, указов Президента).