По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Нормативно-правовое регулирование перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

Х. А. Фасхиев профессор кафедры экономики, менеджмента и маркетинга ФБГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», профессор кафедры прикладной гидромеханики ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», профессор, д-р техн. наук, E-mail: faskhiev@mail.ru

Приведены актуальные по состоянию на 1.01.2025 г. нормативно-правовые акты регламентирующие перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) по дорогам общего пользования России. Освещены отдельные вопросы получения специального разрешения на перевозку КТГ, организации и контроля за такими перевозками, штрафы за нарушение требований по перевозке КТГ в соответствии ст. 12.21.1 КоАП РФ.

На автомобильном транспорте перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) занимает особое место, что обусловлено их массовостью, специфическими рисками, тяжестью последствий инцидентов. Крупногабаритные и тяжеловесные транспортные средства (КТТС) требуют строгого соблюдения требований безопасности дорожного движения, наносят ущерб дорожному полотну, создают помехи другим участникам движения. Инциденты при перевозках КТГ могут оборачиваться многомиллионными материальными потерями, как для владельцев грузов, так и транспортных средств. Перевозка КТГ ставит специфические требования как подвижному составу, размещению, закреплению груза, так и участникам процесса, требует значительные временные и материальные затраты на подготовительном этапе. С учетом всех этих особенностей перевозка КТГ в России, как и в других странах, подпадает под строгое нормативно-правовое регулирование со стороны государства. За нарушение требований нормативно-правовых актов в данной сфере в ст. 12.21.1 КоАП РФ предусмотрены значительные суммы штрафов, которые могут создать финансовые проблемы у перевозчика. При организации перевозок КТГ следует строго соблюдать требования, установленные нормативно-правовыми актами Российской Федерации в данной сфере, а для этого их, прежде всего, надо знать.

В табл. 1 приведены нормативноправовые акты, которые регламентируют различные аспекты процесса автомобильной перевозки КТГ в России по состоянию на 1.01.2025 года.

Транспортное средство (ТС) относится к категории тяжеловесного и (или) крупногабаритного, если хотя бы по одному параметру с грузом или без груза превышает предельно допустимые весогабаритные параметры, указанные в постановлении Правительства РФ №2060 от 01.12.2023 г. (табл. 2–4). Негабаритной считается также самоходная машина, которая выехала на дорогу общего пользования. Например, когда зерноуборочный комбайн едет на другое поле своим ходом, владельцам следует оформить разрешение, т. к. он по высоте и ширине обычно превышает указанные нормы. С 1.03.2024 г. весогабаритные параметры, установленные Правилами перевозок грузов, утвержденными по Постановлению Правительства №2200 от 21.12.2020 г., не действуют.

Для Цитирования:
Х. А. Фасхиев, Нормативно-правовое регулирование перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: