В современном мире информация играет важную роль в развитии экономической деятельности. Однако вместе с ростом значимости информации возникает проблема обеспечения её сохранности и конфиденциальности. Одним из способов защиты информации является установление режима коммерческой тайны.
Целью статьи является рассмотрение теоретических аспектов нормативно-правового регулирования коммерческой тайны и ее защиты.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
• определено понятие «коммерческая тайна»;
• рассмотрены важнейшие документы, устанавливающие требования к защите коммерческой тайны;
• выявлены функции и принципы коммерческой тайны;
• охарактеризованы меры по защите коммерческой тайны.
Нормативно-правовое регулирование коммерческой тайны осуществляется на государственном уровне с помощью следующих федеральных законов и кодексов:
Федеральный закон № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» от 21.07.2004;
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ, часть 4);
Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ);
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ);
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).
В Федеральном законе от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» дано следующее определение термина коммерческая тайна. «Коммерческая тайна — это сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу своей неизвестности третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладатель таких сведений принимает меры по охране их конфиденциальности» [1].
Кроме того, в Федеральном законе № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», устанавливаются правила хранения и защиты информации, а также организации, которые могут претендовать на статус обладателя коммерческой тайны.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ, разделе IV «Интеллектуальная собственность») установлены правовые отношения, регулирующие нормативные положения в области защиты коммерческой тайны. Так, в статье 1461 ГК РФ дается определение понятия коммерческой тайны и регламентируются правила её защиты. Меры по защите коммерческой тайны, включая требования к её идентификации установлены в статье 1462 ГК РФ [2].