Ежегодно в нашей стране происходит повышение объемов грузоперевозок автомобильным транспортом, значительную часть из которых составляют перевозки опасных грузов. Соответственно увеличение перевозок и парка способствует росту числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
По сведениям Госавтоинспекции, к началу 2021 г. парк транспортных средств (ТС) для перевозки опасных грузов, стоящих на учете распределяется таким образом: 26608 единиц — грузовые категории N2; 34911 единиц — грузовые категории N3; 8158 единиц — прицепы категории O; 28715 единиц — полуприцепы категории O [1].
Анализ статистических данных ДТП с участием ТС предназначенных для перевозки опасных грузов показывает, что в основном данные ТС используются для перевозки легковоспламеняющихся веществ (бензин, дизельное топливо, нефть, керосин, спирт, пропан, метанол, изопропанол, этилацетат, газовый конденсат). Основная масса таких опасных грузов перевозится в цистернах. Доля ДТП при перевозке опасных грузов в цистернах составила 97,3% (рис. 1) При этом из этих свыше 97% ДТП около 88% приходится на перевозки в цистернах бензина, дизельного топлива, керосина и нефти [2].
В 2019–2020 гг. на территории нашей страны произошло около 300 аварий с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы. В результате этих инцидентов 90 человек погибли, 195 ранены, было потеряно около 400 т опасных грузов. Средний профессиональный стаж водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, попавших в аварию, составляет 16 лет. Грубые нарушения законодательства о времени работы и отдыха водителей были установлены только в 2 случаях, когда водители без отдыха управляли транспортными средствами 19 и 22 ч. В других происшествиях среднее время нахождения водителя за рулем не превышало 3 ч [3].
Распределение ДТП по видам при перевозке опасных грузов выглядит следующим образом:
1. Опрокидывание ТС — 50.
2. Столкновение ТС — 48.
3. Наезд на стоящее ТС — 5.
4. Наезд на пешехода — 3.