По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.33

Нормативно-правовое и техническое регулирование за конструкцией и техническим состоянием цистерн для перевозки опасных грузов

К. А. Кириллов канд. техн. наук, эксперт по сертификации продукции автомобилестроения, ООО «ПТИА-АВТО», г. Москва, Россия, E-mail: kirillov_kirill@inbox.ru

Собрана и проанализирована статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с транспортными средствами, предназначенными для перевозки опасных грузов. Разработаны предложения по снижению тяжести последствий подобных ДТП. Сформулированы рекомендации по направлениям развития для целей повышения безопасности дорожного движения. Анализируется текущее и перспективное состояние в сфере оценки соответствия автоцистерн для перевозки опасных грузов. Выводы содержат предложения для исправления сложившейся ситуации.

Литература:

1. Количество автомототранспортных средств и прицепов к ним, стоящих на учёте (декабрь 2020). URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 10.01.2022).

2. Сведения о состоянии безопасности дорожного движения. (Архив). URL: http://www.gibdd.ru/stat/archive/ (дата обращения: 10.01.2022).

3. Волков А. А. Обеспечение безопасности дорожного движения при перевозке опасных грузов Техника и технология транспорта Научный Интернет-журнал 2021, №1 (20) ISSN 2541-8157 Безопасность дорожного движения С. 1-4 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44868369.

4. Волков А. А. Повышение безопасности дорожного движения при перевозке опасных грузов Техника и технология транспорта Научный Интернет-журнал 2021, №4 (23) ISSN 2541-8157 Организация и управление перевозками С. 1-5 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47351284.

5. Научное исследование. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием грузовых автомобилей в Европе [Текст] // Международный Союз автомобильного транспорта. — 2007. — 19 с. URL: https://www.iru.org/sites/default/files/2016-01/ru-etac-summary.pdf.

6. Черняев С. И. Учебно-методическая разработка: «Введение в дорожную перевозку опасных грузов (ДОПОГ)» Научный журнал. 2018 №10 (33), С. 11-16 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36493741.

7. Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ 2021) URL: https://unece.org/transportdangerous-goods/adr-2021-files.

Ежегодно в нашей стране происходит повышение объемов грузоперевозок автомобильным транспортом, значительную часть из которых составляют перевозки опасных грузов. Соответственно увеличение перевозок и парка способствует росту числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

По сведениям Госавтоинспекции, к началу 2021 г. парк транспортных средств (ТС) для перевозки опасных грузов, стоящих на учете распределяется таким образом: 26608 единиц — грузовые категории N2; 34911 единиц — грузовые категории N3; 8158 единиц — прицепы категории O; 28715 единиц — полуприцепы категории O [1].

Анализ статистических данных ДТП с участием ТС предназначенных для перевозки опасных грузов показывает, что в основном данные ТС используются для перевозки легковоспламеняющихся веществ (бензин, дизельное топливо, нефть, керосин, спирт, пропан, метанол, изопропанол, этилацетат, газовый конденсат). Основная масса таких опасных грузов перевозится в цистернах. Доля ДТП при перевозке опасных грузов в цистернах составила 97,3% (рис. 1) При этом из этих свыше 97% ДТП около 88% приходится на перевозки в цистернах бензина, дизельного топлива, керосина и нефти [2].

В 2019–2020 гг. на территории нашей страны произошло около 300 аварий с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы. В результате этих инцидентов 90 человек погибли, 195 ранены, было потеряно около 400 т опасных грузов. Средний профессиональный стаж водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, попавших в аварию, составляет 16 лет. Грубые нарушения законодательства о времени работы и отдыха водителей были установлены только в 2 случаях, когда водители без отдыха управляли транспортными средствами 19 и 22 ч. В других происшествиях среднее время нахождения водителя за рулем не превышало 3 ч [3].

Распределение ДТП по видам при перевозке опасных грузов выглядит следующим образом:

1. Опрокидывание ТС — 50.

2. Столкновение ТС — 48.

3. Наезд на стоящее ТС — 5.

4. Наезд на пешехода — 3.

Для Цитирования:
К. А. Кириллов, Нормативно-правовое и техническое регулирование за конструкцией и техническим состоянием цистерн для перевозки опасных грузов. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала