По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.4

Нормативно-подушевое финансирование высшего образования: концепции и реалии

Н.М. Розина канд. пед. наук, доцент, первый проректор по учебной и методической работе, Финансовый университет, Москва
В.М. Зуев д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник Центра проблем образования, Финансовый университет, Москва

В статье с концептуальных позиций рассматриваются экономические, социальные, правовые аспекты нормативно-подушевого подхода к финансированию высшего образования, ход его реализации, возникающие при этом проблемы, возможные пути решения.

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании: Федеральный закон РФ от 10.08.1992 № 3266-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150 (в ред. от 25.12.2008) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. / consultant.ru/popular/ edu/43_l. html/).

2. Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ // СЗ РФ.– 1996. – № 35. – Ст. 4135.

3. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон РФ от 10.04.2000 № 51-ФЗ // СЗ РФ.– 2000. – № 16. – Ст. 1639.

4. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – М.: Эксмо, 2013.

5. Российская Федерация. Указы. О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР: Указ Президента РФ Ельцина Б.Н. от 11.07.1991 № 1 // Информационно-правовой портал ГАРАНТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www./ base.garant.ru/1026901.

6. Российская Федерация. Указы. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www./ text.document.kremlin.ru/ SESSION/PILOT/doc/_ print.ht.

7. Российская Федерация. Указы. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 07.052012 № 599 // Российская газета. – 2012. – 9 мая.

8. Российская Федерация. Постановления. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 // СЗ РФ. – 2000. – № 41. – Ст. 4089.

9. Российская Федерация. Постановления. Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 гг. Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 № 803 // Университетский банк данных. Каталог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www./ ro.mgou/ catalog/ category162/ 84.html.

10. Российская Федерация. Постановления. О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 № 467 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. /garant.ru/prodacts ipo / prime/ doc/ 702916664/#ixzz37kFo1r 742.

11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг.». Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162182/.

12. Российская Федерация. Распоряжения. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р // Бюллетень Минобразования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. – 2003. – № 1.

13. Российская Федерация. Распоряжения. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг.»: Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р // Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www./ base.garant.ru.

14. Российская Федерация. Приказы. Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки: Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 638 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. /consultant.ru.

15. Воронин А.А., Федорова Ю.В. Формирование нормативной базы ресурсного обеспечения высшего образования в современных условиях / Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования/ экономика высшей школы: НИИВО. – М., 2001. – Вып. 4.

16. Об основных ориентирах и делах в сфере образовательной политики России/ Доклад министра образования Тихонова А.Н. на коллегии 31 марта 1998 г. // Материалы Минобрнауки России, 1999.

17. Реформа образования в Российской Федерации: Концепция и основные задачи очередного этапа. – М.: Министерство общего и профессионального образования России, 1997. – Сентябрь.

18. Романов Е.В. Императив инновационного развития высшего образования в России // Alma mater. – 2015. – № 2.

19. Ушаков Г.И., Шуруев А.С. Планирование и финансирование подготовки специалистов. – М.: Экономика, 1980.

20. Финансирование высшего образования. ДЕЛФИ. Доклад 3, март 2000 г. / под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.

21. Российский статистический ежегодник. 2012 г. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2012.

Вопрос о необходимости бюджетного финансирования высших учебных заведений на основе нормативов не вызывает сомнений по своей сути с позиций общей необходимости нормативного подхода к финансированию деятельности бюджетного сектора. И сам механизм расчета нормативов, если говорить о расходах на текущее содержание вузов, вроде бы прост, поскольку эти расходы в упрощенном виде складываются из четырех основных элементов: оплата труда работников вузов, стипендии обучающимся, расходы на приобретение необходимых материальных средств обеспечения учебного процесса, коммунальные расходы.

Но проблема заключается в обосновании и гарантированном выделении из бюджета этих затрат в объемах, действительно объективно необходимых для поддержания, и главное – постоянного, инновационного развития учебных заведений. В то же время в научном и практическом плане зачастую имеет место смещение понятий – «фактические затраты» и «нормативы затрат». Фактические затраты являются лишь эмпирической базой обоснования норматива; его цели, сущностное назначение, финансовые объемы норматива в значительной мере иные.

О сложности формирования рассматриваемых нормативов свидетельствует то обстоятельство, что даже в плановой экономике с ее всеобъемлющим нормированием различных видов деятельности разработка нормативов финансирования высшего образования так и не вышла на уровень объективных, научно обоснованных показателей размерности и последующего их применения. В условиях рыночной экономики проблема перехода на механизм нормативного финансирования высшего образования, включая и подушевой уровень, становится еще более сложной.

Для прояснения проблемы коротко коснемся общего вопроса значения, роли и места нормативного подхода к определению затрат различных ресурсов (особенно финансовых) для сферы социально значимых услуг, включая высшее образование, осуществляемых на базе бюджетного финансирования.

При этом определимся с понятийным смыслом рассматриваемых нами терминов (в их экономическом аспекте):

Для Цитирования:
Н.М. Розина, В.М. Зуев, Нормативно-подушевое финансирование высшего образования: концепции и реалии. Юрист ВУЗа. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: