По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Нормативная теория культуры как дихотомическая модель

Флиер Андрей Яковлевич ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева», Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2, E-mail: andrey.fl ier@yandex.ru

Статья является изложением авторской интерпретации культуры как дихотомической структуры, которая лежит в основе нормативной теории культуры, рассматриваемой в качестве комплекса нормативов человеческого сознания и социального поведения. При этом осуществляются парные функции социальной интеграции и социальной локализации, коллективной и индивидуальной культуры, культурной устойчивости и изменчивости, новации и традиции в культуре и др.

Литература:

1. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. — М.: Логос-Альтера: Ecce Homo, 2003. — 272 с.

2. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. — М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. — 512 с.

3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Культурная революция: Республика, 2006. — 269 с.

4. Бурдье П. О символической власти // Бурдье П. Социология социального пространства. — М.; СПб.: Алетейя, 2005. — С. 87–96.

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: Наука, 1991. — 575 с.

6. Каган М.С. Человеческая деятельность. — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.

7. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. — 1982. — № 2. — С. 78–96.

8. Орлова Э.А. Динамика культуры и целенаправленная активность человека // Морфология культуры. Структура и динамика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Э.А. Орловой. — М.: DrDoom, 1994. — С. 8–73.

9. Тинберген Н. Социальное поведение животных. — М.: Мир, 1993. — 152 с.

10. Флиер А.Я. Философский аспект нормативной теории культуры, изложенный в тезисной форме // Вестник Московского государственного института культуры. — 2017. — № 5. — С. 20–26.

11. Флиер А.Я. Системное обоснование теории культуры // Вестник Московского государственного института культуры. — 2017. — № 3. — С. 10–18.

12. Флиер А.Я. Идеологическая функция культурной политики // Знание. Понимание. Умение. — 2018. — № 1. — С. 57–64.

13. Alleau René. De la nature des symboles. — Paris: Flammarion, 1958. — 126 р.

Статья поступила 09.08.2018 г.

Нормативная теория культуры акцентирует внимание на том, что в культуре поддерживается баланс целого ряда бинарных оппозиций:

  • вселенского добра и вселенского зла;
  • обыденной и специализированной деятельности;
  • коллективной и индивидуальной деятельности;
  • социально-поведенческой и символической культуры;
  • публичной и приватной культуры;
  • культуры производства и культуры потребления;
  • культурной устойчивости и культурной изменчивости;
  • традиции и новации и др. [10].

Это нуждается в некотором теоретическом осмыслении.

Для системного выстраивания теории культуры необходимо четко представлять себе, откуда культура взялась и зачем она нужна. Нужно учитывать и чрезвычайную распространенность культуры; ведь практически все неслучайные акты поведения и сознания людей, а также их информационного обмена так или иначе регулируются культурой. Фактически культурой пронизана вся жизнь человека, хотя он сам в этом часто не отдает себе отчета. Это означает, что функциональная важность и значимость культуры в жизни людей столь же чрезвычайна и абсолютно доминантна. Почему? С чем связана такая исключительная важность культуры в жизни людей?

Мне представляется, что эта исключительная значимость культуры обусловлена тем, что именно культура обеспечивает коллективный образ жизни и формы деятельности, сознания и коммуникации людей, а происхождение ее имеет естественный биологический характер. Именно с этим связана ее повсеместная распространенность, включенность во все области деятельности, все формы жизни и т.п. На этом строятся и мои теоретические положения о сущности культуры.

Большинство видов животных ведет групповое существование (см., например: [9]). Так повышается биологическая устойчивость популяций, облегчается размножение, оборона, добывание пищи и пр. Все обезьяны (в том числе человекообразные) ведут групповой образ жизни с довольно сложной социальной организацией стаи и нормами социального поведения отдельной особи. Человек, биологически эволюционировавший из древних приматов, унаследовал эту склонность к групповому существованию, и его культура явилась эволюционным развитием социального устроения и поведения древних приматов и многих иных биологических видов. Эта коллективность на раннем этапе истории сыграла большую роль и в организации человеческой жизнедеятельности.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Нормативная теория культуры как дихотомическая модель. Вопросы культурологии. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: