Инвестиции в персонал являются формой развития организационного потенциала компании, устойчивого развития региона, роста конкурентоспособности страны, благосостояния населения. Эффективное управление персоналом современной организации — это и важнейший источник повышения ее акционерной стоимости. Использование лучшего опыта позволит компании внедрять эффективные практики, улучшать отношения и бизнес-процессы, что приводит к увеличению ее стоимости на каждом уровне управления, справедливо вознаграждается, служит реализации стратегии и повышению устойчивости бизнеса. В настоящее время отечественный бизнес нацелен на повышение эффективности, производительности труда, одним из ключевых факторов роста этого показателя являются возможности правильной организации деятельности персонала, выстраивание связи между бизнесом и обеспечивающими подразделениями. В рамках этой направленности за рубежом была создана концепция HR-бизнеспартнерства, которая играет важную роль в достижении поставленных целей [1–4]. HR — это аббревиатура понятия «human resources» («человеческие ресурсы»), она используется в современной бизнес-практике для отражения роли персонала и работы с ним (HR-аналитика, HR-директор, HRстратегия и т. п.). Основоположником концепции HR-бизнес-партнерства является Дейв Ульрих [5].
В статье представлен возможный вариант стандарта деятельности HR-службы компании с учетом лучших наработок отечественного и зарубежного опыта, а также целей, которые актуальны для современного бизнеса. В стандарте представлены минимальные требования к построению функции управления персоналом, в случае необходимости и наличия возможностей они могут быть усложнены, актуализированы под требования отрасли и топруководства.
Прежде чем перейти к построению и описанию нормативной модели, необходимо рассмотреть базовые понятия, которые будут использоваться в работе. Ключевые из них — система управления персоналом и HR-стратегия.
HR-стратегия — набор решений в отношении управления и развития компанией своего человеческого капитала с целью максимально эффективной реализации бизнес-стратегии [6]. Данный документ содержит высокоуровневый план мероприятий для первоочередной реализации в отношении работников и членов их семей.