В дискуссии приняли участие более 30 экспертов и практиков — из ведущих отраслевых профсоюзных организаций, федеральной и региональных Общественных палат, научно-исследовательских институтов, Государственной думы России и региональных законодательных органов власти, представители Минтруда России.
Открывая мероприятие, его инициатор, заместитель председателя Комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты Владимир Ковальчук подчеркнул: «Федеральный закон ‘‘О специальной оценке условий труда’’ и другие нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, а также проведение мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, правильно отражают государственную политику — документы ориентированы на то, чтобы свести к нулю риски для здоровья работников. Но, к сожалению, исполнение отдельных нормативно-правовых актов оставляет желать лучшего. А статистика показывает, что при увеличении численности занятых во вредных и опасных производствах на 5,9 % с 2013-го по 2015 г. количество льгот и компенсаций сократилось на 3,6 %».
В ходе обсуждения председатель Нефтегазстройпрофсоюза России Александр Корчагин рассказал о законодательной работе, которая проводится профсоюзом на федеральном уровне. Во-первых, в закон вернули понятие государственной экспертизы условий труда. Если представители работников не согласны с результатом «плановой» экспертизы, устроенной работодателем, они смогут обратиться в Роструд, который может провести свою «ревизию», причем бесплатно для этого предприятия. Во-вторых, профсоюзы добились включения в закон нормы, по которой представители профсоюзной организации участвуют на обязательной основе в деятельности комиссий, которые формируются работодателем, контролирующих специальную оценку условий труда. «Таким образом, удается предупредить формальное улучшение условий труда. От участия профсоюзов в специальной оценке условий труда напрямую зависят права трудящихся», — резюмировал Александр Корчагин.