Более шести лет назад Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса Российский Федерации» был введен дополнительный обязательный неналоговый платеж, взимаемый за колесные транспортные средства и прицепы к ним, как ввозимые на территорию Российской Федерации, так и произведенные в Российской Федерации. За прошедшее время нормативная база, регулирующая порядок взимания утилизационного сбора, претерпела значительные изменения: был расширен круг объектов взимания утилизационного сбора (с 2016 г. утилизационным сбором облагаются также самоходные машины и прицепы к ним), вносились изменения в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и самоходных машин, за которые взимается данный платеж, а также в коэффициенты взимания утилизационного сбора.
Вместе с тем практика применения нормативных правовых актов, регулирующих взимание утилизационного сбора, до настоящего времени до конца не сформировалась. Спорные вопросы, возникающие в процессе взимания утилизационного сбора между лицами, ответственными за уплату сбора, и уполномоченными органами исполнительной власти, к которым относятся таможенные и налоговые органы, зачастую могут быть решены только в судебном порядке. Учитывая, что нормативная база взимания утилизационного сбора находится в процессе совершенствования и доработки, значение толкования норм права судебными инстанциями в настоящее время имеет ключевое значение.
Освещая проблемы судебной, а также правоприменительной практики по направлению взыскания утилизационного сбора таможенными органами, невозможно не отметить, что до настоящего времени самым проблемным вопросом, который остро стоял с момента введения утилизационного сбора на самоходные машины, являлся вопрос о порядке исчисления максимальной технически допустимой массы самоходной техники и правильности определения размера утилизационного сбора с учетом такой технической характеристики, как грузоподъемность, в дополнение к указанной изготовителем массе самой самоходной техники. В ранее действовавшей редакции постановления правительства от 06.02.2016 № 81 классификация самоходных машин для определения коэффициента расчета утилизационного сбора по ряду машин осуществлялась в соответствии с такой технической характеристикой, как «максимальная технически допустимая масса» самоходной машины. При этом нормативно закрепленное определение данного термина отсутствует. В связи с этим таможенным органам для проверки правильности расчета утилизационного сбора приходилось использовать определение «технически допустимая максимальная масса», приведенное в техническом регламенте на колесные транспортные средства. Такой подход к расчету сбора вызывал постоянное недовольство плательщиков и становился причиной судебных тяжб с таможенными органами, поскольку разница при расчете утилизационного сбора достигала порой двукратного размера. Разрешение данная ситуация нашла в июне 2018 г., когда в постановление правительства от 06.02.2016 № 81 были внесены изменения, перечень объектов, за которые подлежит взиманию утилизационный сбор, уточнен, изменены технические характеристики, по которым определяется коэффициент уплаты утилизационного сбора. Максимальная технически допустимая масса не является больше критерием, от которого зависит коэффициент расчета размера утилизационного сбора, по подавляющему большинству самоходных машин коэффициенты определяются от мощности силовой установки.