Энергетика является настолько емкой составляющей фундаментальных и прикладных направлений в развитии и эксплуатации производства, что она охватывает и номографию. Кроме того, номограммы, как знаки, символы являются элементом семиотики. То есть имеются обе стороны одной медали. Мансуров О.В., Солнцев Ю.К.,Сорокин Ю.И. и др. [1] дают следующее определение номограммы (Н). «Номограмма специальный чертеж, предназначенный для решения определенного типа задач вычислительного характера». Номограммы разделяются на три основных типа: Н из выравненных точек, Н сетчатые и Н транспорантные»[2].
Можно дополнить приведенное определение тем, что в данном случае чертеж выполнен на основании сложных аналитических расчетов или построен по результатам экспериментов и решение задачи производится графическим способом. Первые два типа относятся к способам построения номограмм. Третий тип номограмм - транспорантные - это по сути еще одна номограмма подвижная - в терминологии- Пентковского М.В.[3], дополнительная к неподвижной основной или несколькими другими неподвижными.
Невским Б.А. [4] подготовлен Справочник по номографии, в котором приведены образцы составления номограмм. Особенностью данного справочника является:
1. Общими характеристиками приведенных номограмм являются самые разнообразные шкалы: линейные, степенные, логарифмические и другие всего более 10 шт.
2. Сочетание рисунка, поясняющего физическую сущность процесса, параметры процесса, расчетные формулы и конкретная номограмма-график изменения параметров
Для оперативной работы энергетиков на мониторе с подвижной частью номограмм оставим понятие «движок» для подвижной номограммы.
Поярков К.М. [5] представляет номограмму расчетов технических потерь электроэнергии в силовых трансформаторах типа ТМ и ТМН [5].
Учтем опыт оперативного персонала аналогичного профиля- летчиков и диспетчеров-энергетиков. Котик М.А. и Емельянов А.М. в работе [6] выполнили анализ ошибок – летчиков в части их работы с измерительными приборами. Между существующими много лет стрелочными приборами и, относительно новыми цифровыми приборами существует принципиальное различие. Пользователь (летчик, шофер или диспетчерэнергетик) контролирует не только значение одного числа, - его значение, скорость изменения но и допустимую «вилку» (термин определен в [8]) угол между фактическим положением стрелки прибора - и ее возможным положением при указании предельно допустимого значения контролируемого параметра. Это значительно повышает качество управления. В цифровых приборах и экранах «вилка» отсутствует.