Статья поступила 10.09.2025. Принята к публикации 13.09.2025.
Традиционный подход к разработке программ ДПО характеризуется высокой трудоемкостью и ресурсоемкостью, включая создание контента, разработку фондов оценочных средств (ФОС) и персонализацию образовательных траекторий. Внедрение AI-конструкторов позволяет значительно сократить временные и человеческие затраты, обеспечивая при этом высокое качество и релевантность образовательного материала.
Комплекс AI-конструкторов включает в себя два ключевых компонента: AI-конструктор лекций и AI-конструктор ФОС. Первый инструмент автоматизирует формирование структуры курса, подбор и генерацию учебных материалов, а также описание тем и модулей, учитывая целевые компетенции и характеристики целевой аудитории. Второй компонент создает проверочные задания и оценочные инструменты, соответствующие установленным образовательным стандартам и требованиям к компетенциям слушателей.
Использование AI-конструкторов позволяет существенно ускорить процесс разработки курсов, автоматизируя рутинные задачи по подготовке учебных материалов и ФОС. Это освобождает преподавателей и методистов от выполнения монотонных операций, предоставляя им возможность сосредоточиться на более творческих аспектах педагогической деятельности. Кроме того, сервис обеспечивает высокое качество контента, генерируя достоверные и актуальные учебные материалы, а также обладает масштабируемостью и многоязычностью, что позволяет быстро адаптировать образовательный контент под различные тематические области и языковые версии.
Внедрение AI-конструкторов способствует повышению удовлетворенности слушателей, улучшению усвоения знаний и мотивации. Эти технологии не только оптимизируют образовательный процесс, но и способствуют формированию более гибкой и адаптивной дидактической системы, где цели обучения, содержание учебных материалов, методы оценки и экспертиза тесно взаимосвязаны.
Людмила Александрова, руководитель проекта, отмечает: «AI-конструкторы кардинально трансформируют подход к созданию образовательного контента, переводя разработку курсов ДПО из ручного режима в автоматизированный процесс на основе достоверных данных. Эти инструменты не только снижают нагрузку на преподавателей, но и выстраивают целостную дидактическую систему, где все элементы образовательного процесса — цели, содержание, оценка и экспертиза — гармонично интегрированы, обеспечивая высокое качество программ ДПО НИУ ВШЭ».