По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

НИУ ВШЭ оценил влияние мировых трендов на российскую систему образования

Наибольшую поддержку российских респондентов получили тренды о соавторстве ученика и учителя в процессе обучения и преподавания, необходимости обеспечить равный доступ к образованию для всех категорий населения, а также тренд «очеловечивания» образования.

Лаборатория инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ подвела итоги опроса российских инноваторов — участников Конкурса инноваторов в образовании (КИвО), а также интервью экспертов и школьников на тему «Насколько мировые тренды, зарождающиеся в образовании, способны повлиять на отечественную систему в 2022 году?». Для иллюстрации происходящих изменений организаторы исследования приводят примеры российских стартапов и компаний, которые уже осваивают новые ниши.

Педагогическим дизайнерам, экспертам и школьникам из 70 регионов России было предложено прокомментировать 10 мировых трендов, опубликованных в ежегодном публичном докладе Innovative pedagogy. При этом их попросили отметить, какие из предложенных трендов наиболее актуальны для российской системы образования, что мешает появлению или усилению того или иного тренда.

Приводя результаты опроса, его организаторы подчеркивают, что зарубежные и российская системы образования стремительно меняются в результате мер, которые государства вводили во время пандемии COVID-19. Не случайно примерно половина (из 10) представленных мировых трендов связаны с цифровизацией образования. А это, в свою очередь, является гарантией того, что уникальные сегодня технологии продолжат развитие, став уже в обозримом будущем частью массового образования.

Другим следствием пандемии можно считать тот факт, что в образовании сложился и усиливается тренд, связанный с эмоциональным интеллектом, управлением образовательным процессом с помощью данных об эмоциях, настроении и отношениях между его участниками. Такое «очеловечивание» образования, личностно-центрированный подход должны, как полагают эксперты, привести к персонализации, а также индивидуализации процесса обучения, что благотворно отразится на успехах детей. «Уроки, на которых ученики испытывают положительные эмоции, лучше запоминаются», — напоминает призер Всероссийской олимпиады по географии Артем Голиков, 17 лет (г. Химки). С этой позицией (тренд «Работа с настроением ученика для более эффективного обучения») согласны 22,8% инноваторов.

Для Цитирования:
НИУ ВШЭ оценил влияние мировых трендов на российскую систему образования. Вопросы культурологии. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: