По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Николай Веракса: «Масштаб личности ребёнка равен бесконечности»

Ключевые слова:

О новых подходах к личности ребёнка, необходимости изменения взаимоотношений педагогов с детьми — наша беседа с ректором Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), председателем оргкомитета Международной научнопрактической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ЕССЕ) доктором психологических наук, профессором Н.Е. Вераксой.

— Николай Евгеньевич, вы выступали в роли ведущего дискуссий на конференции ЕССЕ, прошедшей в Москве под эгидой ЮНЕСКО, на форуме работников дошкольного образования «Ориентиры детства», редактируете журнал «Современное дошкольное образование», выпускаете книги совместно с зарубежными коллегами... Как вам удаётся всё успевать?

— Времени и правда не хватает. Но, понимаете, жизнь коротка, и если мы чего-то не сделаем, то этого уже никогда не восполнить. Так что надо успевать, пока есть возможность. Вот, к примеру, всё лето я ездил по конференциям. МПАДО является членом Международной ассоциации исследования детей в образовании, Международной ассоциации изучения развития взрослых, Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО). К тому же мы занимаемся исследованиями развития мышления детей и взрослых. Не так давно у нас вышла книга на английском языке под названием «Выготский в образовании: российский и западный взгляд». Мы готовили её три года, она посвящена тому, как понимают Выготского у нас и за рубежом. Каждая глава писалась совместно — российским и зарубежным автором. Это было непросто — «спарить» авторов в пределах одной главы, а таких глав набралось четырнадцать. Ведь стояла задача найти сходства и различия в отношении к учению Льва Выготского. Сейчас мы задумали ещё одну книгу.

— Если не секрет, какую?

— Мы занимаемся проблемой так называемого пространства детской реализации. Это теоретическое понятие, которое дополняет теорию Льва Семёновича Выготского. У него есть термин «зона ближайшего развития», в этой «зоне» ребёнок как раз и осваивает образцы человеческой культуры — мышления, эстетики и т.д. В этом смысле освоение образцов человеческой культуры — это постижение и присвоение того, что уже существует. И это как бы взгляд в прошлое. А надо смотреть в будущее, ведь образование не может всё время смотреть в прошлое. Кто с точки зрения наступающего будущего становится главным — учитель или ребёнок? В будущем главным станет сегодняшний ребёнок. Поэтому надо создавать такое пространство детской реализации, где ребёнок становится во главе процесса. Это и будет основной идеей книги.

Для Цитирования:
Николай Веракса: «Масштаб личности ребёнка равен бесконечности». Ректор ВУЗа. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: