По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Николай Репников: «Технические вузы должны стать производственными лабораториями перспективного развития»

О своем опыте выстраивания партнерства с индустрией в регионе, где сосредоточены огромные объемы производства, рассказывает ректор Воронежского государственного университета инженерных технологий Николай Репников. Не попав в федеральный проект ПИШ, университет пошел по своему пути и организовал собственные инженерные школы, где старается свести интересы студентов и индустриальных партнеров.

— Николай Иванович, ВГУИТ готовит кадры для отраслей, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны. При этом в университете сохранены уникальные компетенции в области пищевого производства. Какие первоочередные задачи вы обозначаете перед коллективом университета для их сохранения? Как планируете их развивать?

— Первым моим решением при вступлении в должность исполняющего обязанности ректора была разработка программы развития университета. Выяснилось, что как таковой программы-то и нет, есть ее черновик, подготовленный для согласования в Минобрнауки. В вузе ставились какие-то задачи по развитию того или иного направления, но они не были собраны в единый документ с конкретными целями, миссией, показателями.

Мы начали заново разрабатывать программу развития университета, обсуждать ее с коллективом, чтобы понимать, как дальше двигать те направления, что у нас есть, и какие компетенции, несмотря на их сохранение, понемногу угасают. Причины их постепенного исчезновения были связаны со старением коллектива вуза, с возникшими разрывами во взаимодействии университета с предприятиями.

Мы активизировали работу с реальным сектором экономики. Мне важно было и самому, и вместе с коллегами ездить и знакомиться с производствами пищевой отрасли. Пообщавшись с бизнесом, оценив общую тенденцию, понял, что для того, чтобы развивать университет и сохранить все его компетенции, нам нужно создавать свои инженерные школы. Мы не выиграли конкурс в рамках проекта ПИШ и стали искать другие выходы. Сделали ставку на увеличение практики, индивидуализацию и решили научиться готовить инженерные кадры для конкретной компании или завода. Инженерные школы стали наполняться, исходя из того, какой заказ нам делали предприятия.

Сейчас таких школ у нас четыре. С ними работают 17 компаний-партнеров. Одну из инженерных школ — по молочно-инновационным технологиям — мы создали с двумя крупными индустриальными партнерами: компанией «ЭкоНива», мировым лидером по производству молока, который занимает по этому показателю третье место в мире, и компанией «Молвест», лидером по производству продукции на основе переработки молока в нашей стране. Компании сами определяли, какие им нужны направления, и что они хотят включить в инженерную школу. Дальше они делают заказ: допустим, конкретно им нужно два механика, два технолога, один специалист в области автоматизации и один экономист. И мы подбираем им таких будущих специалистов на первом курсе, чтобы готовить под их запрос.

Для Цитирования:
Николай Репников: «Технические вузы должны стать производственными лабораториями перспективного развития». Ректор ВУЗа. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: