Николай Павлович Гринцер — российский филолог-классик и антиковед, челн-корреспондент Российской академии наук. Д-р филол. наук. Соавтор книги «Становление литературной теории в Древней Греции и Индии» (совместно с П.А. Гринцером, 2000), комментатор Гомера («Илиада», «Одиссея», 2002), Софокла («Антигона», 2016).
В 1988 г. окончил МГУ по специальности «Классическая филология». Стажировался в Гарвардском университете, в Центре эллинистических учений (Вашингтон, США), Центре наук о человеке (Париж, Франция), Свободном университете (Берлин, Германия), Центре передовых исследований (Уппсала, Швеция).
— Николай Павлович, как себя чувствуете вы и ваши студенты в новом формате общения?
— Нормально. Овладеваем цифровыми технологиями, преподаём. Вы, возможно, удивитесь, но при переходе на дистанционку уставать студенты и преподаватели стали гораздо больше. Приходится чаще делать перерывы, переключать режим «соло» на «полифонию», чтобы не дать воцариться молчанию по ту сторону экрана.
— Странный эффект. Раньше он о себе не заявлял?
— В обычном режиме молчание слушателей преподаватель расшифровывает на лету. Есть молчание-вопрос, молчание-стенка (как об стенку горох) и так далее. Но вебинар — другое дело, там это не работает. В отсутствие прямого контакта оценить, какое молчание транслирует тебе твоя аудитория — «понимания», к примеру, или «отторжения», гораздо сложнее.
Нередко из-за задержки при передаче видеосигнала вы не видите сиюминутную реакцию «класса», которая выражается не только в репликах, но и в выражении лиц, интонации, жестах. А ведь всё это тоже составляющая человеческого опыта.
Один из элементов преподавания состоит в умении «держать аудиторию». Но оказалось, что в онлайне собрать внимание людей, находящихся где-то в своих изолированных пространствах, не так просто. На днях мы обсуждали с преподавателями нашей Школы эту тему.