— Никита Александрович, как проходило «перерождение» вуза за последние годы после его перехода в федеральное подчинение, в сферу действия российского законодательства? Какие юридические вопросы сейчас наиболее актуальны в вашем регионе?
— До 2015 года вуз в статусе академии МВД готовил кадры для силовиков, работников судебной системы, специалистов в области налогового права преимущественно для существовавшего ранее в Донецкой Народной Республике Министерства доходов и сборов — ведомства, которое объединяло функции Федеральной налоговой и таможенной служб.
После того, как в 2014–2015 годах большинство сотрудников местной судебной системы уехали из региона, здесь образовался кадровый вакуум. Юристов в Донбассе не хватает настолько, что в прошлом году весь наш выпуск забрал к себе на службу Следственный комитет. В этом году приглашения на работу для наших выпускников приходили из МЧС, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, прокуратуры, где нехватка личного состава достигает 80%.
В регионе очень нужны специалисты в органы ЗАГС, крайне не хватает адвокатов: в Херсоне, например, их всего 12 человек.
— Учитывая обстановку в регионе, как у вас сейчас организован образовательный процесс?
— Мы единственный вуз в регионе, где образовательный процесс полностью проводится в онлайн-формате. Дистанционное обучение позволило нашим студентам покинуть ДНР в условиях специальной военной операции. Часть из них находится на фронте, и о том, как для них организовано обучение, я думаю, мы еще поговорим. Другая же часть, будучи студентами, уже работает по специальности в других регионах: помощниками судей и юристов, секретарями судебного заседания. Вернуть их обратно, в стены университета, в нынешних условиях проблематично, поэтому для них составлены индивидуальные графики обучения.
Мы понимаем, что обеспечить полноценное качественное обучение юристов в таком формате сложно, но исходим из текущей ситуации. Выпуск 2024 года за 5 лет дистанционной учебы ни разу не видел некоторых своих преподавателей вживую, только в режиме видеоконференцсвязи. Для работы в таких ведомствах, как Росреестр или Федеральная служба исполнения наказаний, качество образования у них соответствует необходимым требованиям. Но для юристов, которые будут работать в коммерческой, банковской или финансовой сферах, необходим живой контакт с преподавателем. Для решения этой проблемы мы начали отправлять своих студентов на 2 месяца на практику в Саратов, в апелляционный суд, где они погружаются непосредственно в деятельность судебной системы, а сразу после выпуска смогут приступить к работе помощниками судей, минуя должность секретаря.