По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ни дня без линии. Ксения Пасюра

А.С. Епишин кандидат искусствоведения, член Союза художников России, член АИС (Ассоциация искусствоведов)

Несмотря на появление все новых и новых технологий, значительно расширяющих возможности создания адекватных современности произведений, многие авторы по-прежнему работают посредством холста и красок, заставляя оживать и дышать мертвую прежде материю.

Ксения Пасюра — представительница молодого поколения петербургских художников. Одна из тех, кто смог разрушить зачарованный круг постмодернистского релятивизма и противопоставить холодной стилизации живую непосредственность человеческого существования. Ксения — иллюстратор, выпускница кафедры книжной и станковой графики Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. После окончания вуза поступила слушателем программы «Визуальные искусства» Фонда «ПРО АРТЕ», работала в качестве художника-постановщика на телевидении и в кино. На счету автора немало выставок как в России, так и за рубежом. Сегодня Ксения продолжает заниматься иллюстрацией, параллельно реализуя себя в станковой живописи.

Ксения — талантливый организатор напряженных форм. Несмотря на академическое образование, художника всегда интересовала неклассическая традиция. Ее творческий метод заключен в комбинаторике «обломков» старого языка и новых изобразительных элементов: вытянутые силуэты, нервные ритмы линий, сознательное использование экспрессионистской иконографии. Перспективные планы и пропорции фигур на ее полотнах могут произвольно меняться ради усугубления выразительности. Пасюра заметно «варваризирует» традиционное использование фактуры и колорита: цвет то пронзительно ярок, то, напротив, словно мутнеет на глазах, как бы передавая этим отношение к изобразительному мотиву. Линии превращаются в контур, который с трудом сдерживает буйство красок, а фактура становится небрежно «намалеванной» поверхностью.

В творчестве художника действительно присутствуют элементы экспрессионизма, насыщающие будничные сюжеты мистической и поэтической глубиной. Сами экспрессионисты полагали, что картина должна переносить образы и чувства из «сознания в сознание», от автора к зрителю. Кажется, что и Ксения тоже ратует за «упразднение подобия» и трактовку произведений искусства как самостоятельных организмов. Ее работы, построенные на основе многочисленных визуальных символов, чем-то напоминают афоризмы. Художник любит изображать пространства петербургских улиц, драматичные переходы от темноты к свету. Наряду с урбанистическими мотивами значительное место в ее творчестве занимает тема стихийного единения человека с природой. В живописи Пасюра наглядно проступает метафорика «связи времен», но и одновременно крайняя неопределенность, аморфная бессознательность. Работы Ксении — это осколки снов и обрывки воспоминаний в их непредсказуемом смешении. Это своего рода река памяти, где мелькают фрагменты жизни автора, странные сны, очертания знакомых лиц, цветы, колосья ржи, клубы огня, потоки воды, птичьи стаи. Повторяющийся мотив: обнаженная красная фигурка, то одиноко лежащая на диване в комнате, то переплывающая в лодке темную и мрачную реку. Впрочем это не конкретный персонаж, а скорее, эмоциональное, внутреннее состояние человека.

Для Цитирования:
А.С. Епишин, Ни дня без линии. Ксения Пасюра. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: