По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1

Независимая оценка квалификации: соблюдаем установленные требования

Лебедев Виктор Аркадьевич канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций Института цифровой экономики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» ORCID: 0000-0003-2748-6234, e-mail: lebedev.var@rea.ru
Лебедева Елена Ивановна канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России ORCID: 0000-0001-5197-1913, e-mail: avpra@mail.ru

В статье рассмотрены практические вопросы независимой оценки квалификации в условиях завершения переходного периода, который был установлен в Федеральном законе «О независимой оценке квалификации». Проведен анализ различных вариантов организации оценочной процедуры, в том числе центрами оценки квалификации, их территориально обособленными структурными подразделениями, а также с использованием договорных форм привлечения необходимых ресурсов для проведения квалификационных испытаний в соответствии с установленными требованиями.

Литература:

1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_200485//.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210614/2ff7a8c72de39 94f30496a0ccbb1ddafdaddf518//.

3. Андреянова И.В. Становление системы правового регулирования национальных профессиональных квалификаций в России // Юридическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 15–20.

4. Лебедев В.А., Лебедева Е.И. К практике применения Закона о независимой оценке квалификации // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2017. — № 1. — С. 66–70.

5. Лебедев В.А., Лебедева Е.И. Независимая оценка квалификации: апробация продолжается // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. — 2018. — Т. 7. — № 1. — С. 10–14.

6. Лебедев В.А., Лебедева Е.И. Организационно-правовые аспекты проведения независимой оценки квалификации // Учет. Анализ. Аудит. — 2018. — № 2. — С. 104–109.

7. Пирог Д.Ю., Строев С.П. Центр оценки квалификаций: задачи, этапы организации и инструменты / В сб.: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 8-й Международной научно-практической конференции. — Курск, 2019. — С. 44–47.

8. Ченцов А.Н., Симарова И.С., Алексеевичева Ю.В., Близнецов Р.С. Независимая оценка квалификации: участники системы, инструменты оценки и этапы их разработки // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. — 2018. — Т. 8. — № 5. — С. 592–599.

Независимая оценка квалификации в настоящее время проходит в условиях, связанных со следующими обстоятельствами: во-первых, повышается востребованность оценочных процедур работодателями и соискателями, к которым, например, профессиональный стандарт «Бухгалтер» теперь относит и директоров [8]; во-вторых, потребность в расширении территории проведения процедуры независимой оценки квалификации ставит практический вопрос — в каких формах можно осуществлять эту процедуру (обязательно ли создавать филиал или достаточно заключить договор на использование определенных ресурсов для проведения оценочных процедур); в-третьих, завершился переходный период, установленный ст. 11 с учетом п. 3 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 238ФЗ «О независимой оценке квалификации».

В установленный переходный период — с 1 января 2017 года до 1 июля 2019 года — допускалось (в виде исключения) проведение независимой оценки квалификации не только в порядке, установленном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации», но и в ином порядке при условии, что этот порядок установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в отношении тех категорий работников, по которым Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования их труда, например, в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

Истечение переходного периода означает прекращение возможности проводить независимую оценку «в ином порядке» даже по указанным Трудовым кодексом РФ категориям работников — теперь надо привести «иные порядки» к единым требованиям, установленным Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» [1].

Обновленный профессиональный стандарт «Бухгалтер»1 [8], ориентированный на работников финансового рынка, существенно расширил число претендентов, которым необходимо подтвердить квалификацию для сохранения места работы. Введение таких должностей, как директор по операционному управлению, директор по развитию бизнеса и коммерческий директор (уровень квалификации Е-8), означает существенное расширение требований к подтверждению квалификации директоров. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете»2 в отсутствие должности бухгалтера именно директор вправе выполнять и его обязанности. Профессиональный стандарт «Бухгалтер» потребовал совершенствования всей системы независимой оценки квалификации, включая средства организации и проведения оценочных мероприятий как по месту нахождения центров оценки квалификации, так и вне места их нахождения, что в конечном итоге должно обеспечить финансовый рынок специалистами, легально подтвердившими свою квалификацию.

Для Цитирования:
Лебедев Виктор Аркадьевич, Лебедева Елена Ивановна, Независимая оценка квалификации: соблюдаем установленные требования. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: