Независимая оценка — это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация действующего или потенциального работника профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Существует мнение, что оценка квалификации — процедура добровольная и для работников, и для работодателей. Основой для такого суждения служит содержание ст. 196 Трудового кодекса РФ, в которой говорится:
«Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором» (в ред. федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 03.07.2016 № 239-ФЗ).
Но, во-первых, в некоторых регионах уже существуют утвержденные органами власти планы по независимой оценке квалификации работников государственных (муниципальных) учреждений, касающиеся как руководителей, так и иного персонала. Кроме того, до 1 января 2020 г. учреждениям надо завершить реализацию планов по внедрению профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). А эти планы в числе прочего должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов. Контролировать данный процесс должны органы-учредители.
Независимая оценка квалификации в цифрах (по данным марта 2019 г.):
• реестр Минтруда насчитывает более 1200 профстандартов;
• работают более 340 центров независимой оценки;
• число экзаменационных площадок превысило 680;
• задействовано 68 субъектов РФ.