Алексей Ганеев, эксперт федерального оператора НОК ООО «Верконтсервис», рассказал, как реализуется система независимой оценки вузов с 2019 года:
— Процедура независимой оценки качества (НОК) условий осуществления образовательной деятельности в системе высшего образования является элементом всероссийской системы оценки качества деятельности всех организаций социальной инфраструктуры. То есть такая же процедура проводится и для системы общего образования, и СПО, а также для медицинских и спортивных объектов и т.д. Она является всероссийской и существует с 2019 года. И для системы высшего образования она проводилась с 2020 по 2022 год.
В чем заключается независимость этой процедуры и как она обеспечивается? Ее координирует и осуществляет общественный совет при Министерстве науки и высшего образования РФ, который создается по рекомендациям Общественной палаты РФ и не подчиняется Минобрнауки. В этом главный элемент независимости.
Второй элемент независимости — это организация-оператор. Отбор осуществляется в соответствии с конкурентными процедурами. И главная особенность, которая закреплена в законодательстве, это то, что не может быть в качестве оператора юридическое лицо, которое оказывает такие же услуги, которые оцениваются в ходе независимой проверки.
Организация-оператор обеспечивает конфиденциальность, сохранность и объективность проведения опроса лиц, которые являются потребителями услуг.
Очень часто в ходе проведения процедуры возникает вопрос: откуда взялась система показателей, появляются предложения по их изменению. Но эта процедура устанавливается федеральным законодательством, она едина для всех объектов социальной инфраструктуры. Мы можем только учитывать определенные особенности, связанные с осуществлением образовательной деятельности.
Основной нормативный документ, который реализует и закрепляет данную процедуру, это наш федеральный закон, где четко прописаны полномочия общественных советов, по каким критериям эта процедура проводится, кто и в какие сроки ее проводит, когда необходимо размещать информацию, как учитываются результаты и как оценивается эффективность работы руководителя образовательной организации по результатам данной процедуры.