Организация внутреннего финансового контроля оказания социальных услуг приобретает особое значение в связи с возрастающими расходами бюджетных средств и ограниченностью финансовых ресурсов на региональных и муниципальных уровнях, выявляемыми нарушениями бюджетного законодательства и неэффективным использованием средств в процессе оказания социальных услуг, надлежащее качество которых определено ст. 4 «Принципы социального обслуживания» Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [1]. Поскольку законодательством определено, что перечисленные принципы должны быть применимы к каждой социальной услуге, то возникает необходимость разработки стандартов социальных услуг и их использования в деятельности организаций социального обслуживания с учетом требований внутреннего и внешнего контроля.
Результаты исследований нормативного законодательства показывают, что в настоящее время определены системы как внутреннего контроля качества оказываемых услуг, которая должна охватывать этапы планирования, работы с клиентами, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков [2], так и внешнего контроля, включающего в себя виды контроля, осуществляемые в соответствии с нормами главы 9 «Контроль в сфере социального обслуживания» Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [1]. Однако, учитывая значительные новации, внесенные Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита», ученые и практики определяют место внутреннему финансовому контролю в системе управления для организаций сектора государственного управления [9].
Организация системы внутреннего контроля в организациях социального обслуживания опирается на стандарт ГОСТ Р 52142-2013, который определяет задачи организаций в области качества социальных услуг, направленные на полное удовлетворение нужд клиентов, непрерывное повышение качества услуг и эффективности социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [2].