В историческом аспекте проблема изучения нейропатической лицевой боли затрагивает довольно длительный период. Первое подробное ее описание встречается в письме больного, адресованном врачу Locke еще в 1677 году [1]. Многочисленные «авторские» синдромы можно встретить в различных классических неврологических руководствах, большая часть из которых приходится на XIX–XX вв. [1, 2].
До недавнего времени лицевые боли было принято разделять на два принципиально различных патогенетических вида — типичные и атипичные, причем довольно часто клиницисты относили к атипичным болям все те, которые не укладываются в клиническую картину наиболее распространенных болевых синдромов. Поэтому в современных классификациях стараются уходить от такого грубого деления, стараясь детально обозначить в термине этиологию болевого синдрома [3]. Например, ряд российских авторов под руководством проф. В.Л. Голубева предлагают выделить сосудистые лицевые боли (пучковая, пароксизмальная гемикрания, SUNCT), нейрогенные (невралгия V, IX нервов, ганглиониты), болезненную офтальмоплегию, миогенные, симптоматические (одонто-, синусо-, офтальмогенные и боли при дисфункции ВНЧС) и психогенные [4]. В мировой медицинской практике также широко используется классификация нейропатической лицевой боли по Burchiel K.J., подразделяющая лицевую боль на невралгию I и II типа, тригеминальную нейропатическую боль (после травм, хирургических вмешательств), тригеминальную деафферентационную боль, симптоматическую тригеминальную невралгию (например, при рассеянном склерозе), постгерпетическую тригеминальную невралгию, атипичную лицевую боль [5].
В 2018 г. под эгидой International Headache Society (IHS) на основе консенсуса с International Association for the Study of Pain (IASP) вышла в свет International Classification of Headache Disorders третьего пересмотра (ICHD-3). Пожалуй, эта классификация наиболее полная, поэтому очень объемна, и в данной публикации привести ее даже частично невозможно. В соответствии с данной классификацией болевые нейропатии тройничного нерва, рассматриваемые в данной работе, будут относиться к п.п. 13.1.2.4. «Болевая нейропатия тройничного нерва при других состояниях». Этот синдром представлен, как привило, лицевой болью в зоне иннервации одной или нескольких ветвей, включенных в опухоль, и свидетельствует о повреждении нерва. Такая боль обычно непрерывна или почти непрерывна и, как правило, описывается как мучительное жжение или покалывание. Также могут возникать кратковременные болевые пароксизмы, но они не являются преобладающим типом для этого синдрома. Это различие определяет разницу между невропатией и невралгией тройничного нерва. Критерии IASP для нейропатической боли включают в себя гипестезию (снижение чувствительности), а также аллодинию (боль при механическом, термическом, двигательном раздражении, обычно ее не вызывающем) и гипералгезию (повышенную чувствительность к болевым стимулам). Как правило, области аллодинии значительно шире, чем триггерные зоны при невралгии тройничного нерва [6].