Тревога — сигнальное состояние, испытываемое в ответ на отдалённые либо же неопределённые угрозы. В физиологических условиях тревога носит адаптивный характер. Она включает в себя поведенческие и физиологические изменения, которые облегчают обнаружение потенциальной опасности в окружающей среде [1]. Однако, когда тревога беспочвенна, не имеет конкретного объекта раздражения, носит диффузный характер, она переходит в патологическое состояние. Это состояние называется «генерализованное тревожное расстройство» (ГТР). Ключевой особенностью для лиц с ГТР является переоценка и негативная предвзятость в интерпретации неопределённого сценария. Они не могут контролировать свой стресс, их обычная жизнь начинает зависеть от страха неожиданностей, что проявляется увеличением ресурсов на обработку угрожающей информации [2].
Принято считать, что нейрофизиологической основой симптомов тревожных расстройств является нарушение регуляции высших когнитивных центров лобной доли и дисбаланса активности в эмоциональных центрах мозга [3]. В здоровом мозге эти области регулируют импульсы, эмоции и поведение посредством нисходящего контроля над структурами, обрабатывающими эмоции. Слаженная работа лобной области коры головного мозга и лимбической системы обеспечивает реакцию в ответ на негативную эмоцию.
Префронтальная кора (PFC) — важнейший центр высших когнитивных функций. Функциональные секторы в пределах областей PFC по-своему вносят вклад в механизмы, связанных с тревогой [4].
Латеральная префронтальная кора (lPFC) с миндалевидным телом участвуют в стратегиях активной регуляции направления внимания [5, 6]. Они производят сигнал, который автоматически способствует переключению внимания на более заметные эмоциональные стимулы, используя ресурсы обработки в сенсорной и ассоциативной коре в пользу их предпочтительных стимулов. Стоит отметить, что у лиц с ГТР при функциональной визуализации отмечается повышенная активация vlPFC, рассматриваемая как компенсаторная реакция [7]. Касаемо нейровизуализации миндалевидного тела, фиксируется увеличение объёма его серого вещества, в частности, в правой миндалевидной железе, что функционально проявлялось усилением её активности [8]. Повышенная активация положительно коррелировала с тяжестью тревожности и концентрацией внимания [9].