На протяжении десятилетий мы подвергались цифровой колонизации и сами энергично способствовали этому процессу: заместили импортом основные системы функционирования и управления государством, а также многие технические системы, в том числе в повседневном быту. И в этом зале мы видим перед собой экраны «Фуджицу», кругом иностранные камеры, у всех в кармане лежат смартфоны явно не отечественного производства и т.д. То есть из цифровой зависимости мы пока не вышли. Не будем строить иллюзий, нам еще идти и идти.
Я напомню, что программа импортозамещения началась в 2015 г., с введением первых санкций после Крыма, но в сфере информационных технологий она шла по принципу «шаг вперед, потоптались на месте, сделали шаг назад». И если какое-то импортозамещение хотя бы формально шло в государственных органах и немного в государственных компаниях, то в коммерческом секторе вообще считали, что надо продолжать брать так называемые лучшие мировые практики и тем самым усиливать свое технологическое преимущество.
Но, как видим, такое технологическое преимущество напоминает троянского коня: в каждой технологии заложена возможность для производителя этой технологией управлять, а значит, иметь к ней удаленный доступ, снимать все данные и выключать ее в тот момент, когда производителю захочется.
Про эту технологическую зависимость мы постоянно говорили, я лично сделала множество презентаций на эту тему, но до поры до времени как-то все отмахивались, и основный аргумент был: ну, они же тут надолго, они же не уйдут, как вы это себе представляете... какой-нибудь «Майкрософт»... вы что?
И когда вдруг они в 2022 г. ушли, это был колоссальный шок, особенно для компаний с облачными технологиями. Эти технологии предполагают, что серверы сконцентрированы где-то, как правило, за пределами Российской Федерации, и вся инфраструктура проходит через эти серверы. Клиент получает только доступ к облаку. Отключить его — вопрос одной минуты.
Надо заметить, что в технологической сфере реклама также действует очень агрессивно, и облака долго всем навязывали: мол, облако — это модно, эффективно, экономически оправданно, поэтому закупайте облака, это хорошо. А про безопасность никто не говорил, это неудобная тематика.