По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 624.13: 625.7/.8: 67.08

Несущая способность насыпи из золошлаковой смеси

А. А. Лунёв аспирант, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), г. Омск, e-mail: unev.al.al@gmail.com
В. В. Сиротюк д-р техн. наук, проф., Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), г. Омск, e-mail: sirvv@yndex.ru

В данной статье представлены результаты экспериментальных исследований по определению несущей способности (модуля упругости) насыпи из ЗШС от сжигания углей Экибастузского бассейна. Представлены результаты штамповых испытаний, при этом влажность ЗШС искусственно изменялась. В результате установлена зависимость величины модуля упругости ЗШС в теле насыпи от влажности этого техногенного грунта. Дополнительно проведено сравнение результатов определения величин этого показателя, полученных на лабораторных образцах и в натурных условиях.

Литература:

1. Толстой А.Д., Ковалева И.А., Новиков К.Ю. Совершенствование состава и свойств порошковых бетонов с техногенным сырьем // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2016. – № 2. – С. 19–24.

2. Путилин Е.И., Цветков В.C. Применение зол уноса и золошлаковых смесей при строительстве автомобильных дорог. – М.: Союздорнии, 2003. – 58 с.

3. UserGuidelinesfor Wasteand Byproduct Materialsin Pavement Construction [Online] URL: https://www. fhwa.dot.gov/publications/research/infrastructure/pavements/97148/019.cfm (date of reference: 28.09.2017).

4. Collins R.J., Srivastava L. Use of Ash in Highway Construction: Delaware Demonstration Project, Final Report. Electric Power Research Institute, Report No. GS-6540, Palo Alto, California, November, 1989, 126 p.

5. Brendel G.F., Glogowski P.E. Ash Utilization in Highways: Pennsylvania Demonstration Project. Electric Power Research Institute, Report No. GS-6431, Palo Alto, California, June, 1989, 132 p.

6. Haleema A., Luthrab S., Mannana B., Khuranaa S., Kumarc S. Critical factors for the successful usage of fl y ash in roads & bridges and embankments: Analyzing indian perspective. Resources Policy, 2016, Vol. 49, pp. 334–348.

7. Hadbaatar A., Mashkin N.A., Stenina N.G. Study of AshSlag Wastes of Electric Power Plants of Mongolia Applied to their Utilization in Road Construction. Procedia Engineering, 2016, Vol. 150, pp. 1558–1562.

8. Pandian N.S. Fly Ash characterization with reference to geotechnical application. Journal Indian Institute of Science, Vol. 84, pp. 189–216.

9. Pal S.K., Ghosh A. Shear strength behavior of Indian fl u ashes. Indian Geotechnical Conference Geotechnics in Infrastructure Development (GEOTIDE), Vol. 1, pp. 18–22.

10. Иванов Е.В. Обоснование применения золошлаковых смесей для строительства земляного полотнасучетом воднотеплового режима: дис. … канд. техн. наук. – Омск, 2015. – 165 с.

11. Костерин Э.В. Методические указания к лабораторной работе «Определения штамповыми испытаниями модуля деформации песчаного основания и распределения в нем напряжений». – Омск: СибАДИ, 1993. – 12 с.

12. ГОСТ 5180-2015. Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик. – М.: Стандартинформ, 2016. – 20 с.

13. ОДМ 218.5.007-2016. Методические рекомендации по определению модуля упругости статическим штампом. – М.: ФГУП ИНФОРМАВТОДОР, 2016. – 24 с.

14. Болдырев Г.Г., Мельников A.В., Новичков А.Г. Интерпретация результатов лабораторных испытаний с целью определения деформационных характеристик грунтов // Инженерные изыскания. – 2014. – № 5-6. – С. 98–108.

15. Toth P.S., Chan H.T., Cragg C.B. Coal ash as structural fi ll with special reference to Ontario experience // Canadian Geotechnical Journal. – Vol. 25. – Р. 694–704.

16. Маслов Н.Н. Основы механики грунтов и инженерной геологии. – М.: Высшая школа, 1968. – 626 с.

17. Барац Н.И. Инженерно-геологические условия г. Омска и их изменение в результате деятельности человека: дис. … канд. г-м. наук. – М., 1974. – 174 с.

18. ВСН 29-76. Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог. – М.: Транспорт, 1977. – 102 с.

19. Лунёв А.А., Сиротюк В.В., Иванов Е.В. Результаты исследований деформационных характеристик золошлаковых смесей // Вестник СибАДИ. – 2017. – № 1. – С. 103–110.

20. Пат. 2614236 Российская Федерация, МПК E 02 B 3/06. Способ формирования набережных с использованием пульпы золошлаковых отходов / А.А. Лунёв, В.В. Сиротюк; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО СибАДИ. – № 2015149068, заявл. 16.11.2015; опубл. 23.03.2017, Бюл. № 9. – 1 с.

21. Martin J.P., Collins R.A., Browning J.S., Biehl F.J. Properties and use of fl y ashes for embankments. Energy, Vol. 116 (2), pp. 71–86.

Повышение объёмов промышленного производства вызывает постоянное увеличение потребности страны в тепло- и электроэнергии. Несмотря на усилия по разработке новых источников энергии, на большей части Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов энергия генерируется на тепловых электростанциях (ТЭС) за счёт сжигания ископаемых углей. При этом способе производства энергии в РФ образуется огромное количество отходов (26–28 млн т в год) в виде золошлаковых смесей (ЗШС), которые складируют в отвалах. В ближайшие десятилетия количество золошлаковых отходов будет только увеличиваться, и по прогнозам, к 2030 году их количество в РФ достигнет 2,0 млрд т.

В тоже время в крупных городах РФостро стоит вопрос нехватки кондиционных грунтов для сооружения земляного полотна автомобильных дорог в пригородной территории и выполнения вертикальных планировок для промышленного и гражданского строительства. Поскольку стоимость пригородных земель очень высока, под карьеры выделяют участки с переувлажнёнными глинистыми грунтами, часто расположенные за десятки километров от строящихся объектов. Это не только увеличивает стоимость этих объектов, но и усложняет производство работ, может снижать качество конструкции.

Многолетний иностранный и отечественный опыт показывает возможность эффективной утилизации ЗШС в строительстве [1, 2], в том числе при возведении земляных сооружений [3–7]. Однако имеются данные о существенных различиях в механических свойствах ЗШС разного генезиса [8, 9]. Поэтому мы выполняем комплексные исследования по определению механических характеристик (в том числе модуля упругости) ЗШС от сжигания экибастузских углей, которые другими авторами ранее не выполнялись.

Для определения модуля упругости ЗШС в натурных условиях построен опытный участок насыпи из ЗШС высотой 1,20 м. Поперечный профиль дорожной конструкции опытного участка приведён на рис. 1.

Для возведения земляного полотна использовали ЗШС (от сжигания экибастузского угля) с влажностью 40 % из отвала ТЭЦ-5 г. Омска. Насыпь отсыпалась и разравнивалась слоями толщиной по 0,30 мс уплотнением виброплитой и виброкатком до Kупл = 0,95 [10]. Модуль упругости земляного полотна опытного участка оценивался дважды – после его возведения, в июле 2010 г., и в июле 2017 г.

Для Цитирования:
А. А. Лунёв, В. В. Сиротюк, Несущая способность насыпи из золошлаковой смеси. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: