Изучение иммунитета при гельминтозах, начавшееся значительно позже в сравнении с другими направлениями иммунологии, в последнее время активизировалось (Faye B. et al., 2008 и др.). Установлены общие закономерности формирования специфического иммунного ответа на внедрение гельминтов в организм хозяина; влияние состояния иммунной системы последнего не только на исход встречи с паразитом, но и течение патологического процесса; отличие этого процесса от такового при использовании в качестве патогена бактерий и вирусов. Между тем не менее значимо изучение механизмов неспецифической составляющей иммунного ответа, а именно резистентности животных при гельминтозах, так как многие заболевания сопровождаются ее снижением. Более того, в связи с широким применением противопаразитарных препаратов возникает проблема побочного токсического влияния их на организм животных, в частности снижение и иммунологической резистентности и реактивности (Дриняев В. А., 1998; Архипов И. А., Белова Е. Е., 2005 и др.).
Особенностью иммунного ответа при гельминтозах является также слабая специфичность, обусловленная разнородностью антигенов. Тем не менее имеются лишь единичные работы по влиянию гельминтозов и дегельминтизации на бактерицидную, комплементарную и лизоцимную активность сыворотки крови у кроликов, кошек, крупного рогатого скота и овец, а у слюны эти показатели вообще не рассматриваются.
Слюна как биологическая среда организма имеет право на существование в качестве объекта для экспресс-диагностики. По сравнению с кровью она динамичнее отражает ежедневные изменения в организме (Liliam L. и др., 2011) и играет важную роль в обеспечении гомеостаза ротовой полости. В ней содержится большое количество белков, обладающих антимикробными свойствами.
В связи с вышеизложенным нами поставлена цель – изучение бактерицидной, лизоцимной и комплементарной активности слюны и сыворотки крови крупного рогатого скота и овец при стронгилятозе, мониезиозе и после дегельминтизации, их связь между собой и с биохимическими показателями.