Тромбоз глубоких вен нижних конечностей и тромбоэмболия легочной артерии имеют общие патогенетические корни и является наиболее частой причиной нарушения кровообращения [1]. Установлено ряд факторов, способствующих развитию тромбоза в венозной системе [2], их принимают во внимание при подготовке пациентов к хирургическому лечению. Использование различных схем тромбопрофилактики и их модификации существенно не уменьшило частоту послеоперационных тромбозов в системе нижней полой вены (НПВ) [3]. Возможно, это связано с некоторыми факторами, которые не учитываются при проведении тромбопрофилактики. В последние годы обращено внимание на неспецифическую дисплазию соединительной ткани (НДСТ) — генетически детерминированное патологическое состояние, которое характеризуется дефектами волокнистых структур и основного вещества соединительной ткани, что приводит к расстройствам гомеостаза в тканях [4].
Цель исследования: изучить особенности эндотелиальной дисфункции и гемокоагуляционной системы у пациентов с послеоперационным тромбозом вен системы нижней полой вены с неспецифической дисплазией соединительной ткани.
Под наблюдением было 624 больных, прооперированных в хирургических отделениях КЗТОС «Тернопольская университетская больница» в 2010–2014 гг. При оперативном лечении применялась тромбопрофилактика согласно отраслевых протоколов. По степени хирургического стресса, который определялся за уровнем гликемии и кортизола в периоперационном периоде, пациенты разделены на 4 группы: I гр. (183 (29,3%)) — пациенты с высоким уровнем хирургического стресса, II гр. (131 (21,0%)) — пациенты с умеренным уровнем хирургического стресса, III гр. (158 (25,3%)) — пациенты с низким уровнем хирургического стресса при плановой хирургической патологии. IV гр. (152 (24,4%)) составили пациенты, прооперированные по поводу ургентной хирургической патологии, в которых зафиксирован высокий уровень хирургического стресса.
Концентрацию эндотелина-1 определяли в плазме крови с использованием иммуноферментной тестсистемы с предварительной экстракцией образцов в Amper-колонках согласно инструкции фирмы производителя. Фактор Виллебранда изучали по методике Баркаган З.С., 1988. D-димер изучали иммуноаналитическим методом с помощью коагулометра. Определение показателей свертывающей и фибринолитической системы проводили следующим образом: