По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 39 DOI:10.33920/nik-01-2301-02

Несколько слов о повествовании

Колымагин Борис Федорович кандидат филологических наук, поэт, литературный критик, культуролог, E-mail: kolymagin1@yandex.ru

Продолжение дискуссии о научном и культурном статусе повествования, начатой в № 11 за прошлый год. К данной теме обращается поэт, прозаик, бакалавр богословия, автор многих статей по литературе и проблемам церковной жизни.

Статья поступила 13.11.2022.

Эдуард Вирапян, предложивший открыть дискуссию о повествовании («Вопросы культурологии» № 7/2022), сделал важное признание: главное — не о чем сказать, а как. Но это «как» в контексте рассуждений автора обращено к художественной литературе. Не случайно он предлагает возможным участникам отбросить научный, логический подход и обратиться к эссеистике.

Не имея ничего против последней, я все-таки хочу заметить, что без научного дискурса мы далеко не продвинемся и непременно соскользнем в субъективизм, в спор скорее о вкусах, чем о сущности повествовательного текста. Хотя и на этом пути можно кое-что прояснить, кое-чем озадачиться.

Повествование, существующее внутри художественного произведения, как известно, зависит от формы. Оно уходит своими корнями в эпос, комедию, драму, которые диктуют свои правила игры. Ориентируясь на них, мы создаем литературные тексты. Но формы могут быть и совсем неизвестными. Мы открываем их в контексте «форма — содержание». И говорим вслед за Яном Сатуновским: «Главное, иметь нахальство знать, что это стихи».

Однако тот же Сатуновский, придумавший минималистское поэтическое высказывание, должен был подчиниться его законам. Это видно хотя бы по такому стихотворению:

Ах, как пахнет, как пахнет сирень!

Ну и пусть ее, знаешь, Бог с ней.

Ведь такое

только затронешь

и опять заведешься,

и вспомнишь

берег,

вспомнишь Шевченковский сад,

как ты в дом наш букет принесла —

мокрый,

в звездах,

со звоном,

со стоном...

Хватит!

Дальше — запретная зона.

Поэт останавливает забойную раскрутку строк, форма не позволяет ему дальше предаться лирическому восторгу.

Если мы обратимся к религиозному опыту человечества, то увидим, что многие сакральные тексты являются стихами. То есть, кроме повествования — то, о чем, — они имеют смысловую нагрузку и в области «то, как».

Для Цитирования:
Колымагин Борис Федорович, Несколько слов о повествовании. Вопросы культурологии. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: