В цехе по производству трубопроводной арматуры ООО «Опытный завод деталей трубопроводов» («ОЗДТ») г. Омска используются металлообрабатывающие станки (токарно-карусельные, радиально-сверлильный и заточной).
Токарь В. Павлов проработал в данной организации всего два месяца. 4 сентября 2014 г. Павлов приступил к работе в 9.00 утра. В конце рабочего дня он производил заточку резца, при выполнении этой работы на точильношлифовальном станке марки ТШ-3 резец попал в зазор между подручником и рабочей поверхностью круга, в результате чего шлифовальный круг разорвало и часть круга попала токарю Павлову в лицо. От полученного удара в голову Павлов упал на пол в полуторе метра от заточного станка. Несколько секунд Павлов был без сознания, лицо его было в крови, и ему было трудно дышать.
Подбежавший рабочий Я. Расулов немного разжал Павлову зубы и попросил дышать ртом. Рабочие вызвали «скорую помощь», которая прибыла через 20 минут. Пострадавшему наложили повязку на переносицу и перевезли в городскую больницу, где в процессе лечения он скончался.
По заключению судмедэкспертизы непосредственной причиной смерти Павлова явился отек головного мозга, развившийся в результате черепно-мозговой травмы.
В ходе расследования также было установлено, что станок точильно-шлифовальный ТШ-3 был со шлифовальным кругом без инвентарного номера, сведения о годе его выпуска не известны. Защитный экран на станке отсутствовал. Специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда) с указанием индивидуального номера рабочего места и класса (подкласса) условий труда не проводилась.
Комиссия по расследованию определила причины несчастного случая:
– техническая неисправность станка ТШ-3, выразившаяся в отсутствии на нем защитного экрана. Нарушены требования п. 6.10.8.1 «Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов» (ПОТ РМ-006-97). Кроме того, защитный кожух станка не отвечал требованиям в случае разрыва круга, чем нарушены требования п. 6.10.8.4 ПОТ РМ-006-97.