По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.9:37.018.43 DOI:10.33920/pol-01-2512-08

Неравенство доступа и цифровые компетенции: ограничения социального партнерства в онлайн-среде

Жунушалиева Айсада Дуйшенбиевна старший преподаватель Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова, 720044, Кыргызстан, г. Бишкек, пр. Ч. Айтматова, 66. E-mail: aisada72@gmail.com

Статья анализирует проблемы социального партнерства в сфере интернет-обучения, возникающие на стыке интересов государства, образовательных организаций, работодателей, EdTech-платформ и обучающихся. Показано, что расширение цифровой инфраструктуры и рост дистанционных форм обучения сопровождаются инфраструктурными и институциональными «узкими местами»: неравномерностью доступа, разрывами в цифровых компетенциях, неопределённостью распределения ответственности между участниками, недостаточной вовлечённостью работодателей и фрагментарностью правового регулирования. Теоретическая рамка опирается на классические идеи о солидарности, справедливости и институциональном взаимодействии (Э. Дюркгейм, Дж. Роулз, А. Гидденс) и переносит их в контекст сетевых экосистем обучения. Предлагаются управленческие решения: стандартизация качества онлайн-программ; развитие трёхсторонних цифровых экосистем «университет — бизнес — государство»; стимулы для работодателей; системные программы повышения цифровой грамотности; правовое признание результатов онлайн-обучения; внедрение мониторинга качества и показателей результативности. Делается вывод о необходимости согласованной политики и практик, обеспечивающих доверие, прозрачность и устойчивость социального партнёрства в цифровом образовании.

Литература:

1. Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2. Генкин М. В. Социальное партнерство в трудовой сфере: теория и практика / М. В. Генкин. М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Зуев Н. А. Социальное партнерство в системе образования: теория и практика реализации / Н. А. Зуев. М.: Академия, 2016.

4. Козлова И. В. Социальное партнёрство в образовании как фактор повышения качества образовательного процесс / И. В. Козловаа. — М., 2018.

5. Князева Е. А. Синергетика: человек, конструктивная деятельность, культура / Е. А. Князева, С. П. Курдюмов. М.: Наука, 2002.

6. Пригожин А. И. Социальные механизмы управления / А. И. Прихожан. М.: Наука, 1995.

7. Durkheim É. De la division du travail social. Paris: Alcan, 1893.

8. Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press, 1984.

9. Rawls J. A Theory of Justice. Harvard University Press, 1971.

10. Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization. New York: Macmillan, 1933.

11. Internet Society Kyrgyz Chapter (ISOC). IlimBox Project: Digital Education in Kyrgyzstan. Bishkek, 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://isoc.kg (дата обращения: 08.10.2025).

12. IlimBox цифровая образовательная платформа Кыргызстана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// ilimbox.kg (дата обращения: 08.10.2025).

13. Education Profiles. National Education System of Kyrgyz Republic. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://education-profiles.org (дата обращения: 08.10.2025).

14. ISOC Kyrgyz Chapter. IlimBox Project: Digital Education in Kyrgyzstan. Bishkek, 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://isoc.kg (дата обращения: 08.10.2025).

15. Giga Initiative / United Nations Sustainable Development Group (UNSDG). Kyrgyzstan Country Connectivity Overview. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unsdg.un.org (дата обращения: 08.10.2025).

16. Technology | Education Profiles: Kyrgyzstan. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://education-profiles. org (дата обращения: 08.10.2025).

17. UNICEF. Education Response to COVID-19 in Kyrgyz Republic. Bishkek, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unicef.org/kyrgyzstan (дата обращения: 08.10.2025).

18. UNESCO Institute for Statistics. Kyrgyz Republic — Education System Overview. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uis.unesco.org (дата обращения: 08.10.2025).

19. UNICEF. School Connectivity in the Kyrgyz Republic. Bishkek, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unicef.org/kyrgyzstan (дата обращения: 08.10.2025).

1. Bondarevskaia E. V. Pedagogika: lichnost v gumanisticheskikh teoriiakh i sistemakh vospitaniia [Pedagogy: personality in humanistic theories and systems of education] / E. V. Bondarevskaia. Rostov-on-Don: Feniks, 2002. (In Russ.)

2. Genkin M. V. Sotsialnoe partnerstvo v trudovoi sfere: teoriia i praktika [Social partnership in the labor sphere: theory and practice] / M. V. Genkin. Moscow: INFRA-M, 2004. (In Russ.)

3. Zuev N. A. Sotsialnoe partnerstvo v sisteme obrazovaniia: teoriia i praktika realizatsii [Social partnership in the educational system: theory and implementation practices] / N. A. Zuev. Moscow: Akademiya, 2016. (In Russ.)

4. Kozlova I. V. Sotsialnoe partnersvo v obrazovanii kak faktor povysheniia kachestva obrazovatelnogo protsessa [Social partnership in education as a factor for improving the quality of the educational process] / I. V. Kozlova. Moscow, 2018. (In Russ.)

5. Kniazeva E. A. Sinergetika: chelovek, konstruktivnaia deiatelnost, kultura [Synergetics: man, constructive activity, culture] / E. A. Kniazeva, S. P. Kurdiumov. Moscow: Nauka, 2002. (In Russ.)

6. Prigozhin A. I. Sotsialnye mekhanizmy upravleniia [Social mechanisms of management] / A. I. Prikhozhan. Moscow: Nauka, 1995. (In Russ.)

7. Durkheim É. De la division du travail social. Paris: Alcan, 1893.

8. Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press, 1984.

9. Rawls J. A Theory of Justice. Harvard University Press, 1971.

10. Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization. New York: Macmillan, 1933.

11. Internet Society Kyrgyz Chapter (ISOC). IlimBox Project: Digital Education in Kyrgyzstan. Bishkek, 2021. [Electronic resource]. Available at: https://isoc.kg (accessed: October 8, 2025).

12. IlimBox digital educational platform of Kyrgyzstan. [Electronic resource]. Available at: https://ilimbox.kg (accessed: October 8, 2025).

13. Education Profiles. National Education System of Kyrgyz Republic. [Electronic resource]. Available at: https:// education-profiles.org (accessed: October 8, 2025).

14. ISOC Kyrgyz Chapter. IlimBox Project: Digital Education in Kyrgyzstan. Bishkek, 2021. [Electronic resource]. Available at: https://isoc.kg (accessed: October 8, 2025).

15. Giga Initiative / United Nations Sustainable Development Group (UNSDG). Kyrgyzstan Country Connectivity Overview. [Electronic resource]. Available at: https://unsdg.un.org (accessed: October 8, 2025).

16. Technology / Education Profiles: Kyrgyzstan. [Electronic resource]. Available at: https://education-profiles.org (accessed: October 8, 2025).

17. UNICEF. Education Response to COVID-19 in Kyrgyz Republic. Bishkek, 2020. [Electronic resource]. Available at: https://www.unicef.org/kyrgyzstan (accessed: October 8, 2025).

18. UNESCO Institute for Statistics. Kyrgyz Republic — Education System Overview. [Electronic resource]. Available at: https://uis.unesco.org (accessed: October 8, 2025).

19. UNICEF. School Connectivity in the Kyrgyz Republic. Bishkek, 2019. [Electronic resource]. Available at: https:// www.unicef.org/kyrgyzstan (accessed: October 8, 2025).

Статья поступила 13.10.2025

Статья подписана в печать 30.10.2025

The article was received on October 13, 2025.

The article was signed for publication on October 30, 2025.

Развитие цифровых технологий и глобальная цифровизация образования радикально изменили формы взаимодействия между участниками образовательного процесса. Интернет-обучение, дистанционные курсы и онлайн-платформы создают новые возможности для получения знаний, но вместе с тем ставят перед обществом новые вызовы. Одной из наиболее актуальных проблем становится вопрос социального партнёрства — системы взаимодействия между образовательными организациями, работодателями, государственными структурами и самими обучающимися.

Цель данной статьи — рассмотреть ключевые проблемы социального партнёрства в интернет-обучении и обозначить пути их возможного решения.

Социальное партнерство — это форма взаимодействия различных социальных субъектов, направленная на достижение взаимовыгодных результатов в образовательной сфере. В традиционном образовании оно включает сотрудничество: государства (как регулятора и финансирующей стороны); образовательных учреждений (как поставщиков знаний); работодателей (как потребителей квалифицированных кадров); обучающихся (как активных участников процесса обучения).

В условиях интернет-обучения структура этого взаимодействия существенно меняется. Появляются новые акторы — онлайн-платформы, ИТ-компании, цифровые посредники, а также международные партнёрства.

В цифровой среде сложно чётко определить границы ответственности сторон. Онлайн-платформы нередко выступают и как образовательные организации, и как работодатели, и как посредники между ними. Это приводит к снижению прозрачности партнёрских отношений.

Разнообразие онлайн-курсов и форматов обучения осложняет оценку качества получаемых знаний. Работодатели часто сомневаются в компетенциях выпускников онлайн-программ, что снижает доверие к интернет-образованию.

Для Цитирования:
Жунушалиева Айсада Дуйшенбиевна, Неравенство доступа и цифровые компетенции: ограничения социального партнерства в онлайн-среде. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: