Статья поступила 13.10.2025
Статья подписана в печать 30.10.2025
The article was received on October 13, 2025.
The article was signed for publication on October 30, 2025.
Развитие цифровых технологий и глобальная цифровизация образования радикально изменили формы взаимодействия между участниками образовательного процесса. Интернет-обучение, дистанционные курсы и онлайн-платформы создают новые возможности для получения знаний, но вместе с тем ставят перед обществом новые вызовы. Одной из наиболее актуальных проблем становится вопрос социального партнёрства — системы взаимодействия между образовательными организациями, работодателями, государственными структурами и самими обучающимися.
Цель данной статьи — рассмотреть ключевые проблемы социального партнёрства в интернет-обучении и обозначить пути их возможного решения.
Социальное партнерство — это форма взаимодействия различных социальных субъектов, направленная на достижение взаимовыгодных результатов в образовательной сфере. В традиционном образовании оно включает сотрудничество: государства (как регулятора и финансирующей стороны); образовательных учреждений (как поставщиков знаний); работодателей (как потребителей квалифицированных кадров); обучающихся (как активных участников процесса обучения).
В условиях интернет-обучения структура этого взаимодействия существенно меняется. Появляются новые акторы — онлайн-платформы, ИТ-компании, цифровые посредники, а также международные партнёрства.
В цифровой среде сложно чётко определить границы ответственности сторон. Онлайн-платформы нередко выступают и как образовательные организации, и как работодатели, и как посредники между ними. Это приводит к снижению прозрачности партнёрских отношений.
Разнообразие онлайн-курсов и форматов обучения осложняет оценку качества получаемых знаний. Работодатели часто сомневаются в компетенциях выпускников онлайн-программ, что снижает доверие к интернет-образованию.