«Мы живем в то время, когда авангард культуры располагается сзади»
М.М. Жванецкий
Сегодня, к сожалению, постоянно приходится встречаться с тем, что культура воспринимается значительной частью общества и в том числе властными структурами, что особенно неприемлемо, как что-то второстепенное, своего рода рудимент, оттягивающий на себя средства и не приносящий конкретной, осязаемой, материальной пользы. А ведь многие беды сегодняшнего дня в России — следствие бескультурья. Это и низкая производительность и качество труда, и коррупция, и правонарушения, и расцвет сквернословия, и безграмотность, и игнорирование правовых и законодательных актов в угоду выполнения несвойственных учреждениям культуры показателей.
Представляется, что главная проблема в том, что под понятием «культура», к сожалению, понимают в основном учреждения (театры, музеи, библиотеки, клубы), но не продукт материальной и духовной деятельности людей с момента зарождения человечества и по сей день. Потому и Министерство культуры сегодня — это всего лишь властная структура над различными учреждениями культуры, а не организатор культурной политики во всех отраслях человеческой деятельности.
Думается, что только четкая формулировка понятия «культура» поможет решить не только проблемы учреждений культуры, но и другие государственные проблемы. Что же касается правовых вопросов, то, разумеется, мы можем о них судить лишь с позиций музейного дела, полагая, что то, что хорошо музеям, хорошо всем. Назовем вопросы, которые стоят особенно остро.
Из-за многолетней кудринской переделки Бюджетного кодекса, изменений в Основах законодательства о культуре и ряде других законодательных актов, принятых в начале 2000-х, у музеев отнимают доходы (например, плату за детские или студенческие входные билеты) и вместо того, чтобы навести порядок по обеспечению детского туризма, фактически его ликвидируют. При этом без всяких оснований спускают в музеи все возрастающие финансовые планы.
Кто «тихой сапой» изменил, а точнее ликвидировал финансово-хозяйственную самостоятельность музеев? Кто внес ряд изменений в Основы законодательства о культуре и, в частности, снял лимиты финансирования культуры, кто опять перевел культуру на недостаточно остаточный принцип?