По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616­-08­-039.74

Неотложная помощь в поликлинике

Вёрткин Аркадий Львович доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, клинической фармакологии и СМП, МГМСУ им. А.И. Евдокимова, kafedrakf@mail.ru
Ларюшкина Елена Дмитриевна ассистент кафедры терапии, клинической фармакологии и СМП, МГМСУ им. А.И. Евдокимова

Оказание неотложной помощи в поликлинике всегда было очень ограничено в связи «несложной» процедурой госпитализации пациентов. Но в условиях реорганизации здравоохранения возможности поликлиники по оказанию неотложной помощи должны быть расширены. В связи с этим необходимы организационные преобразования: создание единой службы квалифицированных сотрудников поликлиники, единой системы регистрации, контроля, применение современных алгоритмов диагностики и лечения.

Перенос акцентов внимания со стационара на поликлинику определяет действительность современной организации медицинской помощи. В связи с этим многие вопросы деятельности поликлиник, которые десятилетиями оставались «в тени», сегодня требуют пристального внимания и реорганизации.

Сокращение функциональных обязанностей стационаров, в том числе и по неотложной помощи, должно расширить эти возможности в поликлинике. А что же мы имеем на сегодняшний день?

В экстренных ситуациях в условиях поликлиники возможны два варианта оказания неотложной помощи:

1) вызов скорой медицинской помощи (СМП) при необходимости госпитализации больного, например, при болях в груди, животе, гипертоническом кризе, обмороке, удушье, обострении хронических заболеваний и т. д.;

2) оказание помощи в поликлинике, в ситуациях, когда неотложное состояние может быть купировано: повышение артериального давления (без гипертонического криза), приступ бронхиальной астмы и т. д.

Если каждый вызов СМП регистрируется, то вот оказываемая неотложная помощь в поликлинике – далеко не всегда. Единственным источником о неотложных состояниях является журнал назначаемых внутривенных лекарственных препаратов в процедурном кабинете. Однако необходимо понимать, что не все неотложные состояния требуют внутривенного введения препаратов: нетяжелое обострение бронхиальной астмы лечится небулайзерной терапией, а повышение уровня АД – таблетированными гипотензивными препаратами. Но эти случаи редко фиксируются в амбулаторной карте или другой медицинской документации поликлиники. Структура зарегистрированных неотложных состояний в процедурном кабинете отражена на рис. 1.

Из рис. 1 видно, что пациенты обращаются с различными неотложными состояниями. В связи с этим необходимо пересмотреть оснащение отделения неотложной помощи, позволяющее оказывать помощь на месте, не дожидаясь приезда СМП.

Кроме того, необходимо вспомнить работу скоропомощного стационара: при госпитализации пациента сразу осматривает 2 врача: врач приемного покоя и дежурный врач в отделении, осуществляющий динамическое наблюдение за его состоянием. На следующий день проводит осмотр заведующий отделения и лечащий врач. Таким образом, за сутки пациент осмотрен четырьмя врачами. Если случай не стандартный, то пациент консультируется сотрудниками университетской клиники. В поликлинике этот процесс обычно сводится к следующему: пациент обратился самостоятельно, его осмотрел участковый врач, выявил неотложную ситуацию, оказали помощь в поликлинике и, в лучшем случае, назначили повторный прием через несколько дней или выполнили актив. А где осмотр старших коллег, заведующего отделением, госпитализация в дневной стационар? Поэтому для более эффективной работы отделения неотложной помощи необходим журнал регистрации всех обращений по поводу неотложных состояний, а также ежедневный контроль деятельности врачей за прошедший день со стороны заведующих отделениями.

Для Цитирования:
Вёрткин Аркадий Львович, Ларюшкина Елена Дмитриевна, Неотложная помощь в поликлинике. Врач скорой помощи. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: