По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 72.03

Неорационализм: архитектурный стиль современного города

Н. Фиданян обозреватель

Внешний облик городов непрерывно меняется. До сравнительно недавнего времени — как минимум до начала прошлого века — изменения в архитектурной среде воспринимались жителями полисов как нечто само собой разумеющееся: вряд ли кто-то всерьез протестовал, например, при возведении внутри Московского Кремля Большого Екатерининского дворца или тем более при сносе Бастилии в Париже. Но с течением лет термин «исторический облик» не только стал править градостроительными концепциями, но в определенной степени оказался тормозом развития.

Баталии сторонников неизменности облика городов и поборников активного изменения исторической среды весьма серьезны и бывают даже кровопролитны. Тем не менее возможность «примирения непримиримых» все же существует. Это происходит на базе современной концепции неорационализма.

Современная концепция неорационализма предлагает воспринимать городскую среду не как консервативную «застывшую музыку», но как живой организм, который растет, развивается, изменяется в соответствии с духом времени.

В своей программной книге «Архитектура города» яркий представитель миланской школы неорационализма Альдо Росси декларировал, что город живет лишь в развитии, «прорастая» через культурные слои. Живой организм нельзя просто законсервировать, чтобы исторические достопримечательности не мумифицировались, они должны обрести новые функции. С другой стороны, современные сооружения должны органично входить в сложившуюся среду, не ломая ее. Иными словами, костяк старого города — историческая застройка — может обрасти «плотью» новых функциональных зданий.

Естественной площадкой для воплощения в жизнь этой теории стал Милан — родина современной итальянской архитектурной школы, причем, надо отметить, эксперимент оказался удачным. Возьмем, например, старый миланский район Porta Nuova — Garibaldi. Изначально это была типичная промзона, которая тем не менее включала исторический квартал Brera и фешенебельную улицу Corso Como, а также железнодорожный вокзал пригородных поездов Porta Garibaldi F. N. Кардинальное и вместе с тем бережное изменение облика района началось, когда вся Италия готовилась к чемпионату мира по футболу 1990 года и старые города спешно приводили себя в порядок.

В стремлении сделать красиво был соблазн пойти по пути примитивного историзма — например, просто снести невыразительные на первый взгляд постройки середины прошлого века. Но миланцы нашли другое решение — превратить конструктивистские здания в арт-объекты, архитектурные доминанты, подчеркивающие неповторимость городской среды. Благодаря такому подходу площадь рядом со станцией Porta Garibaldi получила новую достопримечательность — башню «Радуга».

Для Цитирования:
Н. Фиданян, Неорационализм: архитектурный стиль современного города. Проектные и изыскательские работы в строительстве. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: