По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Неолитический метод Лики Волчек

А.С. Епишин кандидат искусствоведения, член Союза художников России, член АИС (Ассоциация искусствоведов)

Яркие, контрастные цветовые сочетания, активная красочная фактура, фантомные образы и сгустки чистой эмоциональности — вот основные черты искусства Лики Волчек. Личность художницы, впрочем, как и ее работы, чрезвычайно привлекательны как для психологического, так и философского анализа. Необходимость постичь сущность этой противоречивой натуры, одновременно чувственной и рациональной, естественной и мистической, продиктована самим массивом ее творчества. Это своего рода энциклопедия современного искусства, где ощутимы следы влияния многих ведущих художественных направлений ХХ столетия. Вместе с тем можно с уверенностью сказать, что в пространстве этого творчества локализуется деятельность исключительно эвристического свойства.

Сама Лика называет свой художественный метод — «неолитизмом». Очевидно, памятуя о древних художниках каменного века, которые с факелами в руках покрывали стены пещер наскальными рисунками. Сегодня пластический язык Волчек действительно тяготеет к абстракции и примитиву: особое внимание уделяется самой живописной поверхности, на которой взаимодействуют линии, массы и пятна. Многие беспредметные композиции, очевидно, продолжают традицию последователей чистой цветовой абстракции, в частности — американских экспрессионистов: Виллема Де Кунинга, Джексона Поллока, Марка Ротко, Франца Клайна. Этих художников отличала спонтанность живописного метода, способствовавшая возвращению к опыту древних внеевропейских цивилизаций, освобождению и запечатлению образов подсознания.

Что касается источника вдохновения Лики Волчек, то это ее собственная фантазия, пробуждаемая музыкой и поэзией. Через манифестацию самой себя, через внимание к своей «внутренней картинке» автор добивается того, что цвет и форма становятся не просто свободным художественным жестом, но и толчком к выражению скрытых переживаний. Реальность трансформируется в эмоцию и наоборот. Многие из работ Лики сознательно приближаются к идее о замкнутом в себе первобытном сознании, где единственно верным является лишь собственный творческий опыт. Возможно, эти полотна, созданные в состоянии инсайта — внезапного высвечивания сакральной истины, до конца понятны лишь автору. Однако благодаря последнему, работы Волчек наполнены созерцанием в самом высоком смысле этого слова. Зритель, безусловно, ощущает эти полотна в особом «притягательном» ключе, испытывая неодолимую потребность рассматривать их с максимально близкого расстояния.

Для Цитирования:
А.С. Епишин, Неолитический метод Лики Волчек. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: