По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327.2 DOI:10.33920/nik-01-2305-01

Неолиберальный нарратив о конкуренции и равенстве шансов

Ильин Алексей Николаевич* ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», Россия, 644043, г. Омск, ул. Партизанская, д. 4а, ауд. 117, e-mail: ilin1983@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1090-3636

В статье подвергается критике позиция неолиберальной идеологии, согласно которой у каждого человека в рыночном обществе имеется равный шанс достижения успеха. Рассматриваются различные факторы, нейтрализующие верность данного тезиса. В зависимости от экономического, социального и культурного капитала семьи человек имеет шансы для вертикальной мобильности. Тезис о равенстве шансов представляется мифологемой, специально сконструированной и тиражируемой в политических целях. Доказывается, что неравенство — неотъемлемый аспект неолиберального порядка. Речь идет о неравенстве как на микросоциальном уровне, так и на уровне международном. Свободная конкуренция представляется в качестве недостижимого идеала.

Литература:

1. Амин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира / Пер. с англ. Ш. Нагиба, С. Кастальского. — М.: Европа, 2007. — 168 с.

2. Арриги Дж. Неравенство в доходах на мировом рынке и будущее социализма // Скепсис [Электронный ресурс]. — URL: http://scepsis.net/library/id_2293.html (дата обращения: 03.08.2022).

3. Грамши А. Международные конкордаты и договоры // Скепсис [Электронный ресурс]. — URL: http://scepsis.net/library/id_2987.html (дата обращения: 03.08.2022).

4. Гэлбрейт Дж.К. Экономика невинного обмана: правда нашего времени. — М.: Европа, 2009. — 88 с.

5. Делягин М.Г. Конец эпохи: осторожно, двери открываются! Т. 1. Общая теория глобализации. — 12-е изд., перераб. и доп. — М.: ИПРОГ, Книжный мир, 2019. — 832 с.

6. Зиновьев А.А. Глобальный человейник. — М.: Эксмо, 2003. — 448 с.

7. Кагарлицкий Б.Ю. От империй — к империализму. Государство и возникновение буржуазной цивилизации. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 680 с.

8. Коровин В. Путин и евразийская идеология // Путин: в зеркале Изборского клуба (Книга вторая) («Коллекция Изборского клуба»). — М.: Изборский клуб; Книжный мир, 2015. — С. 229–244.

9. Ленин В.И. Как организовать соревнование? / В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — Т. 35. — М.: Изд-во политической литературы, 1974. — С. 195–205.

10. Маркс К. Капитал / Пер. с нем. С. Алексеева. — М.: Эксмо, 2019. — 512 с.

11. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. — Т. XVII. — Партиздат ЦК ВКП(б), 1937. — 864 с.

12. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). — М.: Прогресс, 1966. — C. 299–313.

13. Сартр Ж.-П. Защитительная речь в пользу интеллектуалов // Скепсис [Электронный ресурс]. — URL: http://scepsis.net/library/id_2752.html (дата обращения: 12.08.2022).

14. Слейтер Дж. К 2016 году у 1% богачей будет больше богатства, чем у всех остальных людей мира // ИноСМИ.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://inosmi.ru/ world/20150119/225675894.html (дата обращения: 16.09.2022).

15. Фромм Э. Да победит разум / Пер. с англ. А. Анваера. — М.: АСТ, 2021. — 256 с.

16. Фромм Э. Человек для самого себя / Пер. с англ. Э. Спировой. — М.: ACT: ACT МОСКВА, 2010. — 350 [2] с.

17. Харви Д. Социальная справедливость и город / Пер. с англ. Е.Ю. Герасимовой. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — 440 с.

18. Цыганков А. Русофобия в США // Международные процессы. — 2006. — Т. 4, № 12. — С. 91–96.

19. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ.; науч. ред. Я.Н. Засурский. — М.: Мысль, 1980. — 326 с.

20. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — М.: АСТ, 2020. — 576 с.

21. 30 колких мудростей Уинстона Черчилля [Электронный ресурс.]. — URL: https:// www.adme.ru/svoboda-kultura/30-kolkih-mudrostej-uinstona-cherchillya-813610/ (дата обращения: 22.10.2022).

1. Amin S. Virus liberalizma: permanentnaya vojna i amerikanizaciya mira / Per. s angl. Sh. Nagiba, S. Kastal'skogo. — M.: Evropa, 2007. — 168 p.

2. Arrigi Dzh. Neravenstvo v dohodah na mirovom rynke i budushchee socializma [Elektronnyj resurs] // Skepsis. URL: http://scepsis.net/library/id_2293.html.

3. Gramshi A. Mezhdunarodnye konkordaty i dogovory [Elektronnyj resurs] // Skepsis. URL: http://scepsis.net/library/id_2987.html (Data obrashcheniya: 03.08.2022).

4. Gelbrejt Dzh.K. Ekonomika nevinnogo obmana: pravda nashego vremeni. — M.: Evropa, 2009. — 88 p.

5. Delyagin M.G. Konec epohi: ostorozhno, dveri otkryvayutsya! T. 1. Obshchaya teoriya globalizacii. Izdanie dvenadcatoe, pererabotannoe i dopolnennoe. — M.: IPROG, Knizhnyj mir, 2019. — 832 p.

6. Zinov'ev A.A. Global'nyj chelovejnik. — M.: Eksmo, 2003. — 448 p.

7. Kagarlickij B.Yu. Ot imperij — k imperializmu. Gosudarstvo i vozniknovenie burzhuaznoj civilizacii. — M.: Izd. dom Gos. un-ta — Vysshej shkoly ekonomiki, 2010. — 680 p.

8. Korovin V. Putin i evrazijskaya ideologiya // Putin: v zerkale Izborskogo kluba (Kniga vtoraya) («Kollekciya Izborskogo kluba»). — M.: Izborskij klub, Knizhnyj mir, 2015. — P. 229– 244.

9. Lenin V.I. Kak organizovat' sorevnovanie? // Lenin V.I. Polnoe sobranie sochinenij. Izdanie pyatoe. T. 35. — M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1974. P. 195–205.

10. Marks K. Kapital [perevod s nemeckogo S. Alekseeva]. — M.: Eksmo, 2019. — 512 p.

11. Marks K. Kapital. Kritika politicheskoj ekonomii. T. I // Marks K., Engel's F. Sochineniya. T. XVII. — Partizdat CK VKP(b), 1937. — 864 p.

12. Merton R. Social'naya struktura i anomiya // Sociologiya prestupnosti (Sovremennye burzhuaznye teorii). — M.: Progress, 1966. P. 299–313.

13. Sartr Zh.-P. Zashchititel'naya rech' v pol'zu intellektualov [Elektronnyj resurs] // Skepsis. URL: http://scepsis.net/library/id_2752.html (Data obrashcheniya: 12.08.2022).

14. Slejter Dzh. K 2016 godu u 1% bogachej budet bol'she bogatstva, chem u vsekh ostal'nyh lyudej mira [Elektronnyj resurs] // InoSMI.ru. URL: https://inosmi.ru/ world/20150119/225675894.html (Data obrashcheniya: 16.09.2022).

15. Fromm E. Da pobedit razum; perevod s anglijskogo A. Anvaera. — M.: AST, 2021. — 256 p.

16. Fromm E. Chelovek dlya samogo sebya; per. s angl. E. Spirovoj. — M.: ACT: ACT MOSKVA, 2010. — 350 [2] p.

17. Harvi D. Social'naya spravedlivost' i gorod; perevod s anglijskogo E.Yu. Gerasimovoj. — M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2018. — 440 p.

18. Cygankov A. Rusofobiya v SShA // Mezhdunarodnye processy. — 2006. — T. 4. — № 12. — P. 91–96.

19. Shiller G. Manipulyatory soznaniem / Per. s angl.; Nauch. red. Ya.N. Zasurskij. — M.: Mysl', 1980. — 326 p.

20. Engel's F. Anti-Dyuring. — M.: AST, 2020. — 576 p.

21. 30 kolkih mudrostej Uinstona Cherchillya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. adme.ru/svoboda-kultura/30-kolkih-mudrostej-uinstona-cherchillya-813610/ (Data obrashcheniya: 22.10.2022).

Статья поступила 18.11.2022.

Знаком святости для неолиберализма наделяется конкуренция. В некоторых случаях она экономически необходима, но следует знать меру. Обратим пристальное внимание на дисфункциональные стороны конкуренции, о которых идеология неолиберализма предпочитает умалчивать.

В наше время наблюдается феномен конкуренции не качества, а рекламы. Так, производитель № 1 создает очень качественный продукт, но не рекламирует его. Производитель № 2 создает низкокачественный аналог, но вместе с тем реализует эффективную рекламную кампанию, причем, как это обычно и бывает, построенную не на ознакомлении людей с реальными особенностями продукта, а на обмане, манипуляциях посредством апеллирования к эмоциям, эксплуатирования силы, сексуальности, чувства значимости и т.д. В результате о товаре производителя № 1 почти никто не узнает и не оценит его достоинства. Здесь мы видим одну из форм несправедливости, присущих современному капитализму. Учитывая то, что производители обычно вместо совершенствования товара вкладываются в совершенствование рекламы, можно сделать вывод о беспочвенности положения многих маркетологов и проповедников неолиберализма, будто рыночная конкуренция способствует повышению стандартов качества товара. Конкуренция зачастую реализуется не полезным для потребителей улучшением товара, а манипулирующей потребителями изощренностью методологии продвижения товара.

Также имеет смысл высказаться о мифологичности идеи, будто в рыночном обществе проинформированные о качествах товаров потребители делают рациональный выбор; когда «просвещенность» потребителя формируется многочисленными рекламными манипуляциями, весьма наивно вести речь о рациональности покупательских решений. Трудно представить, чтобы поток рекламных сообщений от конкурирующих компаний способствовал информированию потребителя, причем обо всех продуктах и их аналогах, которые потенциально могут стать ему нужными. Только утопическое, далекое от реалистичности сознание может всерьез полагать, будто каждый потребитель сможет (и действительно станет) ориентироваться во всем огромном многообразии товаров и услуг. Это такой океан, в котором легко утонуть. В отдельном мегаполисе наблюдается соперничество между собой тысячи подобных друг другу салонов, выполняющих определенные услуги, но их конкуренция никак не позволяет отдельному человеку определить, кто из них соответствует наивысшему мастерству. А если к этой ситуации присовокупить то, что каждый из салонов себя рекламирует (выпячивая или просто риторически конструируя свои достоинства — реальные и мнимые — и умалчивая о недостатках), выбор еще более усугубляется; ведь реклама содержит в себе далеко не только правдивую информацию. Реклама подрывает рынок, по крайней мере совершенный рынок.

Для Цитирования:
Ильин Алексей Николаевич*, Неолиберальный нарратив о конкуренции и равенстве шансов. Вопросы культурологии. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: