Статья поступила 18.11.2022.
Знаком святости для неолиберализма наделяется конкуренция. В некоторых случаях она экономически необходима, но следует знать меру. Обратим пристальное внимание на дисфункциональные стороны конкуренции, о которых идеология неолиберализма предпочитает умалчивать.
В наше время наблюдается феномен конкуренции не качества, а рекламы. Так, производитель № 1 создает очень качественный продукт, но не рекламирует его. Производитель № 2 создает низкокачественный аналог, но вместе с тем реализует эффективную рекламную кампанию, причем, как это обычно и бывает, построенную не на ознакомлении людей с реальными особенностями продукта, а на обмане, манипуляциях посредством апеллирования к эмоциям, эксплуатирования силы, сексуальности, чувства значимости и т.д. В результате о товаре производителя № 1 почти никто не узнает и не оценит его достоинства. Здесь мы видим одну из форм несправедливости, присущих современному капитализму. Учитывая то, что производители обычно вместо совершенствования товара вкладываются в совершенствование рекламы, можно сделать вывод о беспочвенности положения многих маркетологов и проповедников неолиберализма, будто рыночная конкуренция способствует повышению стандартов качества товара. Конкуренция зачастую реализуется не полезным для потребителей улучшением товара, а манипулирующей потребителями изощренностью методологии продвижения товара.
Также имеет смысл высказаться о мифологичности идеи, будто в рыночном обществе проинформированные о качествах товаров потребители делают рациональный выбор; когда «просвещенность» потребителя формируется многочисленными рекламными манипуляциями, весьма наивно вести речь о рациональности покупательских решений. Трудно представить, чтобы поток рекламных сообщений от конкурирующих компаний способствовал информированию потребителя, причем обо всех продуктах и их аналогах, которые потенциально могут стать ему нужными. Только утопическое, далекое от реалистичности сознание может всерьез полагать, будто каждый потребитель сможет (и действительно станет) ориентироваться во всем огромном многообразии товаров и услуг. Это такой океан, в котором легко утонуть. В отдельном мегаполисе наблюдается соперничество между собой тысячи подобных друг другу салонов, выполняющих определенные услуги, но их конкуренция никак не позволяет отдельному человеку определить, кто из них соответствует наивысшему мастерству. А если к этой ситуации присовокупить то, что каждый из салонов себя рекламирует (выпячивая или просто риторически конструируя свои достоинства — реальные и мнимые — и умалчивая о недостатках), выбор еще более усугубляется; ведь реклама содержит в себе далеко не только правдивую информацию. Реклама подрывает рынок, по крайней мере совершенный рынок.