По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Неофициальная дипломатия лидеров мировых держав как барометр состояния межгосударственных отношений и миропорядка

Разживин Ю. А. профессор кафедры международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета.

Статья посвящена весьма актуальной проблеме — снижению напряженности в отношениях между мировыми державами, прежде всего между Россией и США. И в качестве одного из реальных путей решения этой проблемы автором рассматриваются установление и поддержание т. н. неофициальной дипломатии лидерами ядерных мировых держав. Применение ими методов и средств классической и неофициальной (персональной) дипломатии и ее влияние на двусторонние отношения, на мировой порядок рассматриваются в историческом плане — от поддержания доверительных отношений и личной переписки императора России Александра II с президентом США Авраамом Линкольном, И. Сталина с Д. Рузвельтом, до уровня взаимоотношений президентов В. В. Путина и Д. Трампа. Уровень доверия между главами мировых держав — это чуткий барометр измерения состояния современного мирового порядка и его безопасности.

Литература:

1. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 858 с.

2. Великая держава // Русский эксперт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ruxpert.ru / Мировые_державы#.D0.92. D0. B5. D0. BB.D0. B8. D0. BA.D0. B0. D1.8F_.D0. B4. D0. B5. D1.80. D0. B6. D0. B0. D0. B2. D0. B0 (дата обращения: 01.05.2019).

3. Иванов В. Всевидящее око Трампа направлено на Россию и Китай // Независимая газета, 29.01.2019.

4. Киссинджер Г. Мировой порядок. — М.: АСТ, 2018. — 544 с.

5. Материалы пленарного заседания «Бизнес-диалог Россия — США» в рамках Петербургского международного экономического форума // РИА Новости, 02 июня 2017.

6. Сирота Н. М. Геополитика. Учебник для высшей школы. — СПб., 2006.

7. Винокуров В. И. О бесполярности в системе международных отношений // Независимая газета, 17.04.2018.

8. Бжезинский З. Великая шахматная доска. — М.: Международные отношения, 2010. — 256 с.

9. Медведев подарил Обаме письма Александра II Аврааму Линкольну // Лента. ру, 06.07.2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru / news / 2009 / 07 / 06 / letters / (дата обращения: 01.05.2019).

10. Милкус А. Секретная переписка вождей: Рузвельт пытался приручить Сталина и называл его «Мой друг» // Комсомольская правда, 21.09.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru / daily / 26585.3 / 3599882 / (дата обращения: 01.05.2019).

11. Встреча Дж. Ф. Кеннеди и Н. С. Хрущёва в Вене. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lektsia.com / 1x4c25.html (дата обращения: 01.05.2019).

12. Брежнев подписал c президентом США Джимми Картером ОСВ-2 18 июня 1979 г. // Лента времени. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://histrf.ru / lenta-vremeni / event / view / briezhniev-i-kartier-podpisali-osv-2 (дата обращения: 01.05.2019).

13. Прутцков Г. Горбачев и Рейган: первые шаги // Молодежный интернет-журнал МГУ, 18.12.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.taday.ru / text / 1916999.html (дата обращения: 01.05.2019).

14. Мальтийский саммит 1989 года: как Горбачев сдал СССР // Russian7.ru, 13.04.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russian7.ru / post / maltiyskiy-sammit-1989-goda-kak-gorbache / (дата обращения: 01.05.2019).

15. Госдума отклонила заявление ЛДПР о признании деятельности Горбачева и Ельцина антинародной // ТАСС, 29.03.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru / politika / 5077574 (дата обращения: 01.05.2019).

16. Русские цари: вид с Запада. Ч. V: Горбачёв и Ельцин // Военное обозрение, 21.01.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://topwar.ru / 38601-russkie-cari-vid-s-zapada-chast-v-gorbachev-i-elcin.html (дата обращения: 01.05.2019).

17. Видова О. Нурсултан Назарбаев. Распад СССР // biography. wikireading.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://biography.wikireading.ru / 234840 (дата обращения: 01.05.2019).

18. Михайлов А. Как Маргарет Тэтчер завербовала Михаила Горбачева // Life journal, 06.09.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mihooy.livejournal.com / 102261.html (дата обращения: 01.05.2019).

19. Никольский А. Саммит Путина и Трампа в Хельсинки: итоги переговоров // Sputnik, 16.07.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// ru.sputniknews.kz / world / 20180716 / 6454150 / putin-trump-sammit-itogi.html (дата обращения: 01.05.2019).

20. Строуб Тэлботт: Клинтон манипулировал Ельциным, чего нельзя сказать о Буше и Путине // lenta.ru, 21.05.2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru / news / 2002 / 05 / 21 / interview / (дата обращения: 01.05.2019).

21. Лукьянов Ф. Итог отношений Путина и Обамы // Российская газета, 16.09.2016.

22. Стенограммы телефонных разговоров Ельцина и Горбачева с Дж. Бушем // Назад в СССР, 13.12.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://back-in-ussr.com / 2015 / 12 / stenogrammy-telefonnyh-razgovorov-elcina-igorbacheva-s-dbushem.html (дата обращения: 01.05.2019).

23. Владимир Путин встретился с Королевой Великобритании Елизаветой II // Сайт Президента России, 17.04.2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru / events / president / news / 37610 (дата обращения: 01.05.2019).

24. Российско-германские отношения в период канцлерства Г. Шредера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.academia.edu / 17350690 / Российско-германские_отношения_в_период_канцлерства_Г._Шрёдера (дата обращения: 01.05.2019).

25. Тони Блэр завершил неофициальный рабочий визит в Москву // newsru.com, 06.12.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.newsru.com / russia / 05oct2001 / peregovory.html (дата обращения: 01.05.2019).

26. Носов М. Г., Рогов С. М., Шмелев Н. П. Россия и Запад после 11 сентября 2001 г. // США-Канада: экономика, политика, культура, 2002. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iskran.ru / russ / rogov / 2002 / 8–10.html (дата обращения: 01.05.2019).

27. Тэлбот С. Мне кажется, нельзя исключить разворот сына к идеям отца // Международные процессы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://intertrends.ru / system / Doc / ArticlePdf / 1228 / PMNr5y0GQv.pdf (дата обращения: 01.05.2019).

28. Государственный визит в Соединенные Штаты Америки // Сайт Президента России, 07.11.2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru / events / president / trips / 45476 (дата обращения: 01.05.2019).

29. Бейкер П. Горячие дни: Буш и Чейни в Белом доме, 2013.

30. «Разорвана в клочья». Топ-5 высказываний Барака Обамы о России и Путине // Аргументы и факты, 19.12.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru / politics / world / razorvana_v_klochya_top_5_vyskazyvaniy_ baraka_obamy_o_rossii_i_putine (дата обращения: 01.05.2019).

В реализации национальной внешней политики современных государств, в том числе широко используя дипломатические формы и средства, активное участие принимают различные ветви власти, особенно лидеры своих стран. Это особенно важно в условиях жесткого противостояния отдельных великих держав и конституционных полномочий президентов, например США и России. В этой связи сущность употребленного в названии статьи термина «неофициальная дипломатия» принципиально отличается от распространенного в научной литературе его толкования как дипломатии второго «эшелона» (направления) (Track two diplomacy), т. е. не основного, а вспомогательного по отношению к официальной (профессиональной) дипломатии. Но относить ко второму направлению дипломатическую деятельность первых лиц мировых (ядерных) держав, сочетающую различные формы, методы и средства института дипломатии (в том числе личные встречи. кратковременные контакты «на ногах», продолжительные переговоры без сопровождающих лиц, общения по телефону, обмен личными посланиями и др.) по крайней мере некорректно.

Среди исследователей и экспертов существуют различные подходы и к определению статуса «великая держава». Согласно одному из них, к великой державе относят государство, которое оказывает благодаря своему военно-политическому потенциалу определяющее влияние на систему международных отношений [1]. Другой подход связан с обоснованием фактов соответствия великой державы ряду важных критериев, в том числе наличию глобальных амбиций и интересов в различных регионах планеты, обладанию независимым доступом в космос, огромным ядерным потенциалом, хорошему оснащению и подготовленностью армии и флота и др. [2]. В настоящее время к великим державам чаще всего относят пять государств — постоянных членов Совета Безопасности ООН [2].

Возрастающая роль лидеров пяти великих держав особенно очевидна и актуальна в связи с тем, что формирующийся в последние несколько десятилетий мировой порядок характеризуется целым рядом настораживающих негативных факторов: открытым игнорированием отдельными великими державами, в первую очередь США и Великобритании, международного права; снижением эффективности ООН в решении острых международных проблем (последний яркий пример — вялая, невнятная реакция Генерального секретаря ООН на события в Венесуэле в январе 2019 г.); образованием влиятельных региональных и межрегиональных союзов и центров, вызывающим агрессивную реакцию апологета моноцентричного (однополюсного) мира — Вашингтона; расширением пространства деятельности международного терроризма в организованных формах. Кроме того, в различных регионах мира провоцируются конфликты, выходящие по масштабам и влиянию за рамки локальных, организуются цветные революции для свержения законной власти в отдельных странах, уничтожаются целые суверенные государства. И ко всем перечисленным факторам, процессам, тенденциям имели и продолжают иметь непосредственное отношение США. В этой связи весьма примечательно понимание феномена мирового порядка одним из патриархов мировой политики и американской дипломатии, занимавшим высокие государственные посты в администрации Белого дома, Г. Киссинджером: он его определяет как наличие в сообществе нескольких обязательных признаков и условий, в том числе соблюдение всеми странами общепринятых правил и норм; развитие ими либеральной экономики; отказ от территориальных завоеваний в пользу уважения национальных суверенитетов; приверженность представительной демократической системе управления [4, с. 9].

Для Цитирования:
Разживин Ю. А., Неофициальная дипломатия лидеров мировых держав как барометр состояния межгосударственных отношений и миропорядка. Дипломатическая служба. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: