Актуальность данного исследования обусловлена запуском весной 2021 г. АНО «Россия — страна возможностей» пилотного проекта по оценке и развитию надпрофессиональных компетенций обучающихся. Надпрофессиональные компетенции — это универсальные деловые и управленческие качества индивидуума, позволяющие эффективно и/ или наилучшим образом выполнять поставленные задачи и добиваться успеха.
Следует отметить, что большинство опрошенных в ходе исследования работодателей принимают во внимание не только уровень образования и академическую подготовленность выпускников, но также делают упор на оценку компетенций при приёме на работу. Вместе с тем, по наблюдениям работодателей, у вчерашних выпускников уровень надпрофессиональных компетенций развит недостаточно. В ответ на запросы бизнеса многие университеты корректируют учебные планы своих образовательных программ, создают учебные курсы и внеучебные мероприятия, направленные на развитие надпрофессиональных компетенций. Однако открытым остаётся вопрос: какие именно компетенции наиболее актуальны для студентов и молодых выпускников, чтобы они, с одной стороны, находили отклик у студентов, а с другой стороны — соответствовали ожиданиям работодателей и потребностям рынка труда?
Целью исследования стало формирование профиля надпрофессиональных компетенций, в оценке и развитии которых заинтересованы студенты, университеты и работодатели. Видение работодателей является отправной точкой для формирования профиля. Учёт видения студентов — возможность согласовать потребности работодателей и интересы студентов. Мнение преподавателей — ещё одна точка зрения на студентов и необходимые им компетенции.
В ходе проведения исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести опрос по ранжированию компетенций из универсального конструктора компетенций АНО «Россия — страна возможностей»1 по степени важности среди студентов, представителей университетов и работодателей.