Сегодня, в условиях новых экономических санкций, поменялась парадигма использования человеческих ресурсов. Организации вынуждены набирать новых сотрудников, так как идет модернизация производства, развиваются новые технологии и увеличивается число конкурентов. Но новые сотрудники приходят с различным опытом работы, у них личные цели и мотивы, которые не всегда совпадают с позициями компании.
Система адаптации сотрудников организации должна создавать условия для вхождения новых работников в свою организацию. Важнейшим структурным звеном в комплексе кадрового подбора служит профессиональная адаптация, и она же регулирует взаимоотношение процесса обучения кадров и производственной деятельности. Профессиональная адаптация может значительно влиять на финансовые результаты компании и ее способность конкурировать на рынке. Также она обеспечивает необходимое количество сотрудников организации и улучшает кадровую политику компании, что, как следствие, привлечет более квалифицированных и перспективных специалистов.
Слово «адаптация» произошло от латинского слова adaptation. Оно означает приспособление человека к труду и к окружающей его внешней среде. Также адаптация может означать некий комплекс действий, идущих на ускоренное и более полноценное взаимодействия работника с организацией, в которую он трудоустроился, ее рабочим окружением с историей, обычаями и профессиональной деятельностью.
Адаптация предполагает вливание индивидуума в незнакомое для него предметно-вещевое и социальное окружение. При трудоустройстве сотрудника на новую работу он становится участником системы отношений, происходящих внутри компании, и начинает занимать в ней определенные позиции. Устраиваясь на работу, сотрудник уже имеет спланированные цели, задачи, ожидания, потребности, правила и моральные ценности. Исходя из них, сотрудник сам определяет то, что он хочет получить от компании: оплату за свой труд, условия на рабочем месте, перспективы карьерного роста и адаптивность к социальной среде.