По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Необходимость улучшения эффективности стратегического управления в сфере здравоохранения

Современное здравоохранение — лидер в социальной сфере по числу проектов, которые реализуются в рамках государственно-частного партнерства. Мониторинг осуществления стратегических проектов подтверждает выполнение основных показателей «дорожной карты». Но в целом эксперты дают отрицательную оценку уровня доступности и качества медпомощи. Представлен опыт применения системы сбалансированных показателей как инструмента, который обеспечивает взаимосвязь между целевыми стратегическими показателями охраны здоровья и показателями деятельности отдельных медорганизаций. Обосновываются принципы согласования и баланса отдельных элементов системы. Проанализированы методы установления статистически значимой причинно-следственной связи между параметрами. Предлагается общая модель оценки эффективности осуществления стратегических целей, учитывающая «трехуровневую» систему оказания медицинской помощи. Представленная в статье структуризация и декомпозиция стратегических целей может применяться менеджерами медицинских организаций в процессе формирования собственных стратегий. Сделан вывод о целесообразности продолжения детализации методологии получения объективных данных об успешности стратегического управления в сфере охраны здоровья.

Литература:

1. Вялков А. И., Сквирская Г. П., Сон И. М., Серегина И. Ф. Оценка эффективности и качества оказания первичной медицинской помощи населению // Вестник Росздравнадзора. — 2016. — № 5. — С. 62–66.

2. Глушко Е. К. Дорожные карты в государственном управлении // Право и государство. — 2014. — № 11 (119). — С. 53–59.

3. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. — М.: Олимп-бизнес, 2003.

4. Кораблев В. Н., Дементьева Е. Л. Система показателей оценки эффективности медицинской помощи в здравоохранении // Дальневосточный медицинский журнал. — 2014. — № 4. — С. 94–98.

5. Курило О. А. Выбор оценочного показателя, характеризующего эффективность системы управления // Экономические и гуманитарные науки. — 2012. — № 5 (244). — С. 15–19.

6. Материалы форума «Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // URL: http://bujet.ru/ article/295144.php.

7. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации // URL: https:// www.rosminzdrav.ru/.

8. Проект Указа Президента Российской Федерации о Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации // URL: https://static-1. rosminzdrav.ru/system/attachments/ attaches/000/036/956/original/project_Strategy.pdf? 1516201947.

9. Сергеева Н. М. О подходах к оценке эффективности функционирования медицинских организаций. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2017; 2 (1): 72–76.

10. Черепанов М. А. Дорожная карта как инструмент управления развитием организации // Вопросы управления. — 2014. — № 5. — С. 53–60. — URL: http:// vestnik.uapa.ru/ru/ issue/2014/05/05/

Современная система охраны здоровья, которая развивается в условиях стратегического управления, является лидером по числу проектов, которые реализуются в рамках государственно-частного партнерства и находятся на разных стадиях проработки с суммарной величиной инвестиций, привлекаемых в федеральную инфраструктуру, около 10 млрд рублей.

Проект Стратегии развития здравоохранения до 2025 года подтверждает необходимость продолжения обеспечения подготовительных «структурных преобразований» для дальнейшего строительства национальной пациент-ориентированной системы охраны здоровья.

Своевременности формулирования экспертных мер в рамках увеличения эффективности и результативности, координации и согласования реализуемых мероприятий благоприятствует мониторинг промежуточных результатов реформы, который проводится по параметрам «дорожной карты». Но в результате отсутствия законодательно закрепленных показателей и целевых индикаторов, которые отражали бы эффективность системы охраны здоровья на разных уровнях, и «четкого механизма реализации, мониторинга и контроля», неразвитости методологии стратегического планирования, которую можно охарактеризовать отсутствием нужной иерархии, последовательности и взаимодействия основных ее документов, используемый метод дорожного картирования ориентирует медорганизации на функционирование не на результат, а на достижение показателя.

По этой причине, несмотря на реализацию показателей «дорожной карты», эксперты разного уровня дают отрицательную оценку доступности и качества медпомощи.

Из-за этого в целях эффективности достижения стратегических целей и задач в долгой перспективе, а также контроля реализации планируемых мероприятий на каждом из уровней управления все большую актуальность приобретает целесообразность адаптации, развития, введения и накопления опыта использования инструментов стратегического управления в организации отрасли.

Один из таких инструментов в разных секторах экономики — Система сбалансированных показателей (ССП). Опыт применения данной методологии подтверждает универсальный характер и применимости ССП на разных уровнях стратегического управления, включая сферу охраны здоровья.

Для Цитирования:
Горин Петр Михайлович, Необходимость улучшения эффективности стратегического управления в сфере здравоохранения . Экономист лечебного учреждения. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: