В основе каждого периода развития России зерновая отрасль всегда являлась главной, определяющей не только судьбы крестьянства, но и государства в целом. Она оказала огромное влияние на формирование промышленности и социальной сферы страны, хотя ее развитие происходило в сложнейших условиях: Великая Отечественная война (1941– 1945 гг.), коллективизация, деколлективизация, природные и техногенные катастрофы.
В АПК Республики Мордовия зерновое хозяйство является стратегической и одновременно многоцелевой, многофункциональной и системообразующей отраслью [1, 7].
В то же время динамика валовых сборов зерна по сельскохозяйственным предприятиям, крестьянских (фермерских) хозяйств и в целом по республике подвержена большой изменчивости в связи с погодными условиями, качеством почв, технологией возделывания, применением удобрений, влиянием лесных полос [4, 6, 9].
Следует отметить, что макроэкономические, агроэкологические, социальные, торгово-экономические, политические риски могут существенно ослабить инновационное развитие зерновой отрасли [14].
Информационная база исследования основана на материалах Федеральной службы государственной статистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Управления Росреестра по Республике Мордовия.
Исследования проводились с использованием монографического, статистико-экономического, расчетно-конструктивного, абстрактнологического методов, а также системного, факторного и функционального анализа.
С конца XVIII до середины XIX в. площадь пашни на территории Мордовии увеличилась на 13% и составила 1226 тыс. га, через 100 лет — 1271,7 тыс. га, а еще через 20 лет — 1250,6 тыс. га. Циклическое развитие зерновой отрасли в 90‑е гг. XX в. привело к уменьшению площадей пашни. На 01.01.2016 г. в административной границе республики, во всех категориях земель, числилось 1084,9 тыс. га, в том числе в категории земель сельскохозяйственного назначения 1008,2 тыс. га приведенные сведения свидетельствуют о продолжающейся в республике тенденции снижения площади пахотных угодий [10, 13, 15].