Правоприменительная практика в области государственных закупок выявила претензии со стороны участников рынка. Так, по словам заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрея Цариковского, с 2014 г. количество жалоб на рынке госзакупок растет.
Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Леонидович Евтухов охарактеризовал № 223-ФЗ (от 18.07.2011 г.) как рамочный. «Он не вводит конкретные нормы для компаний с государственным участием, для федеральных государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и для государственных корпораций. Данная проблема приводит к тому, что при осуществлении закупок госкомпании устанавливают самые разнообразные требования, которые зачастую являются завышенными и неправомерными», — сказал Евтухов В.Л.
Сложившейся практикой в области публичных закупок по № 223-ФЗ (от 18.07.2011 г.) следует признать следующие типичные проблемы: недостаточное правовое регулирование закупочной деятельности, отсутствие правового регулирования электронных процедур, недостаточный механизм контроля, к примеру отсутствие внеплановых проверок, а также отсутствие унификации закупочных процедур.
Как отметил управляющий партнер компании «ЛЕКСАР» Артур Рохлин, основными нарушениями данного закона являются непрозрачные и нерыночные механизмы формирования ценовых и иных условий закупок в интересах «своего» участника.
«Федеральный закон № 223-ФЗ (от 18.07.2011 г.) требует серьезной доработки. Необходимо минимизировать возможность влияния должностных лиц государственных компаний, компаний с государственным участием и иных субъектов, которые подпадают под действие этого закона, на систему закупок», — добавил заместитель министра.
Задача, стоящая перед властью, по мнению участников круглого стола, — повысить эффективность расходования государственных средств.
«Руководители крупных госкомпаний, таких как «РЖД», «Газпром», «Роснефть» и ряд других, понимают, что необходимо проводить прозрачные процедуры. Многие уже начинают работать фактически по системе Федерального закона № 44-ФЗ (от 05.04.2013 г.), где все четко прописано и достаточно жестко отрегулировано. Среди них особенно хотелось бы отметить Росатом», — заявил Евтухов В. Л.