Собственные независимые решения, в том числе цифровые, нужно использовать для укрепления инфраструктуры внешней торговли. Имею в виду логистику, страхование, платежные системы. У нас уже заработала государственная система электронных перевозочных документов. Все основные бумаги для грузоперевозок на автомобилях: транспортную накладную, путевой лист — сейчас можно оформить в электронном виде. Ежемесячно выдается более полутора миллионов таких документов. Будем переводить на «цифру», на платформенные решения весь транспортный контур России, включая автомобильное, воздушное, железнодорожное, речное и морское сообщение, то есть речь идет о создании национальной цифровой транспортно-логистической платформы. В том числе на такой современной технологической базе получат развитие международные артерии, проходящие по территории нашей страны, включая Трансарктический транспортный коридор — от Санкт-Петербурга через Мурманск во Владивосток — и другие.
Что касается платежной инфраструктуры, то здесь мы продолжим тесно работать с коллегами по БРИКС, выстраивать эффективные, надежные и, повторю, независимые от внешнего вмешательства механизмы и сервисы. Здесь, конечно, востребован опыт наших стран в создании и обращении цифровых национальных валют. В России соответствующий пилотный проект реализуется уже почти два года. Отработаны все основные операции, включая открытие и закрытие счетов, переводы между физическими и юридическими лицами, оплату товаров и услуг. Сейчас задача — сделать использование цифрового рубля массовым среди как граждан, так и предприятий, банков. Прошу Центральный банк и правительство ускорить необходимые процедуры и определить сроки перехода на новый этап технологического развития нашей финансовой сферы.
В этой связи четвертое направление структурных изменений — это новое качество внешней торговли: как экспорта, так и импорта. Уже поставлена цель увеличить ненефтегазовый экспорт. Для этого будем развивать отношения с партнерами, снимать барьеры в торговле, открывать новые рыночные ниши, создавать инфраструктуру и углублять инвестиционное сотрудничество. Напомню, что мы договорились подготовить долгосрочные планы взаимодействия с ключевыми партнерами. Хороший пример такой работы — план Стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой до 2030 г. Подготовка планов действий, в том числе с такими странами, как Индия, должна быть завершена в ближайшее время. Мы продолжим реализовывать нацпроект «Международная кооперация и экспорт». Будем поддерживать инициативы наших иностранных друзей, у которых используются российские технологические платформы, а значит, наши машиностроители получат дополнительный спрос. Так, в ближайшие годы в странах СНГ, включая Белоруссию, Узбекистан, Казахстан, а также в Турции и Вьетнаме, ряде других стран будут реализованы крупные проекты в энергетике, в том числе в атомной, добывающей и обрабатывающей промышленности. В их основе — именно российские технологические решения. Кроме того, в них принимают участие отечественные финансовые структуры.