Леонид Адамович, с какими итогами, с каким настроением сотни российских подрядных предприятий, входящих в саморегулируемую организацию, встретили День работников дорожного хозяйства?
– Настроение было праздничное. Хотя ни для кого не секрет, что в этом году произошло снижение объемов средств, направляемых на дорожное строительство. По разным организациям показатели отличаются, но в среднем эта цифра доходит до 30 процентов. Небольшим утешением можно считать то, что на знаковых объектах работы продолжаются. Наши предприятия участвуют в строительстве автомагистрали «Москва– СанктПетербург», Центральной кольцевой автомобильной дороги, мостового перехода через Керченский пролив. Они принимают участие в выполнении программ по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры в Москве, в реконструкции отдельных участков дорог в различных регионах России. Но в целом дорожные строители переживают трудное время. Судя по заявлениям лидеров государства и по прогнозам Министерства финансов, ситуация начнет выправляться только в 2017 году
Снять остроту проблемы может изменение подхода к организации строительства автомобильных дорог, к финансированию именно этого направления. Наглядный пример – введение нормативного финансирования на содержание автомобильных дорог, подведомственных Федеральному дорожному агентству Минтранса России. Благодаря последовательному курсу и четкому плану Росавтодор за несколько лет перешел на финансирование по нормативам.
Аналогичным образом надо поступать и со строительством автодорог. Все дорожники и общественность помнят поставленную Президентом России задачу об удвоении строительства дорог за десятилетие. Свои предложения по этому вопросу я излагал на рабочей группе по подготовке заседания президиума Государственного совета по вопросам совершенствования сети автодорог, состоявшегося 8 октября 2014 года. Идея состоит в том, чтобы перестать тратить средства на реконструкцию и капитальный ремонт имеющихся автомобильных дорог, решая при этом дорогостоящие вопросы с дополнительным отводом земель и переносом коммуникаций. Вместо этого надо принять программу строительства новой российской скоростной сети автомагистралей. Она пройдет по местам, где отсутствует застройка и коммуникации, соединив четырехполосными автомобильными дорогами все региональные центры и крупные населенные пункты. Для строительства такой сети следует применять цементобетонные технологии. В современных условиях затраты на устройство цементобетонных и асфальтобетонных автодорог практически сравнялись. А за счет увеличенного межремонтного срока новые дороги из цементобетона при минимизированных дополнительных затратах на содержание будут служить несколько десятилетий.