По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.797

Некоторые заблуждения и мифы о методологии RCM

Антоненко И.Н. канд. техн. наук, начальник отдела маркетинга, ООО «НПП “СпецТек”», Санкт-Петербург

В статье приводится краткое введение в методологию RCM (Reliability Centered Maintenance – обслуживание, ориентированное на надёжность), сформулированы её основные принципы. Автор анализирует встречающиеся на практике заблуждения и даёт некоторые рекомендации по RCM.

Литература:

1. Nowlan F. S., Heap H. F. Reliabilitycentered Maintenance. San Francisco: Dolby Access Press, 1978. – 466 p.

2. Нейман В.Г., Шапиро Б.В. Оценка критичности отказов технических устройств// Надежность и контроль качества. – 1975. – №10. – С. 49-51.

3. Moubray J. Reliability-centered Maintenance. Second Edition. NY: Industrial Press Inc, 1997. – 426 p.

4. Neil B. Bloom. Reliability Centered Maintenance: Implementation Made Simple. NY: McGraw-Hill, 2005. – 291 p.

5. Ефремов Л.В. Проблемы управления надежностно–ориентированной технической эксплуатацией машин. – СПб.: Art-Xpress, 2015. – 206 с.

6. Jesus R. Sifonte, James V. Reyes-Picknell. Reliability Centered Maintenance – Reengineered: Practical Optimization of the RCM Process with RCM-R. CRC Press, 2017. – 349 p.

7. SAE JA 1011:2009. Evaluation Criteria for Reliabilit y- Centered Maintenance (RCM) Processes.

8. SAE JA 1012:2011. A Guide to the Reliability-Centered Maintenance (RCM) Standard.

9. I E C 6 0 3 0 0 - 3 -11 : 2 0 0 9 . Dependability Management — Part 3-11: Application guide — Reliability centered maintenance.

10. ГОСТ Р 27.606-2013. Надежность в технике. Управление надежностью. Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность. М.: Стандартинформ, 2014. – 34 с.

11. ГОСТ Р 55.0.05-2016. Управление активами. Повышение безопасности и надежности активов. Требования. - М.: Стандартинформ, 2016. – 10 с.

12. Диагностика на страже безопасности // Энергетика и промышленность России. – 2017. – №15-16 (323324). – С. 12.

13. Америк А., Микерин О. Безнадежность результатов без надежности // ITime. – 2007. – №4. – С. 21-25.

14. Амиров В.Р. Управление надежностью и целостностью оборудования – важный инструмент повышения эффективности бизнеса// PROнефть. – 2018. – № 1(7). – С. 77-80.

15. От ППР к ABC и RCM // Новатор. – 2019. – №11(5368). – С. 3.

16. Антоненко И.Н., Беляков М.И. Об одной надежностной задаче и ее решении в информационной системе // Автоматизация в промышленности. – 2015. – №8. – С.18-21.

17. Антоненко И.Н. Методология RCM: ретроспектива и перспектива надежностно-ориентированного технического обслуживания // Энергия единой сети. – 2019. – №1 (43). – С. 34-46.

18. The Asset Management Landscape. Second Edition// Gfmam. org: Сайт глобального форума по техническому обслуживанию и управлению активами. URL: http://www.gfmam. org/files/ISBN978_0_9871799_2_0_ GFMAMLandscape_SecondEdition_ English.pdf (дата обращения: 30.07.2019).

19. Marius Basson, Aladon. RCM3: Risk-Based Reliability Centered Maintenance. Third Edition. NY: Industrial Press, Inc., 2018. – 500 p.

20. Cline G. Asset performance Management: blazing a better path to operational excellence // Aberdeen Group Rep. – November 2017. – 11 p.

21. Кац Б.А., Молчанов А.Ю. Цифровизация процессов управления ТОиР: проблемы и решения// Химическая техника. – 2018. – №9. – С. 12-16.

В 2018 г. исполнилось 40 лет с тех пор, как Стэнли Ноулан и Говард Хип в своем основополагающем исследовании [1] представили методологию RCM (Reliability Centered Maintenance). Их основная идея состояла в том, что правила обслуживания оборудования должны определяться последствиями отказа, а не только природой и параметрами самого отказа. Аналогичную идею мы находим в публикациях того времени у отечественных специалистов по надежности [2].

Затем существенный вклад в развитие и популяризацию RCM внёс Джон Маубрей [3]. К настоящему времени накопился значительный массив публикаций, посвященных RCM, включая книги [4-6], разработаны соответствующие международные [7-9] и отечественные [10-11] стандарты. В России развивается практика успешного применения RCM в энергетике, нефтепереработке и нефтехимии, в металлургии и других отраслях [12-16]. Этапы становления и развития RCM подробно описаны в работе [17].

Из русскоязычной нормативно-технической документации известно несколько определений RCM, которые помогают понять ее суть. Так, согласно ГОСТ 18322-2016, это техническое обслуживание (ТО), основанное на методологии определения оптимального набора операций ТО и частоты их применения, с учетом вероятностей и последствий отказов на любом уровне разукрупнения.

Согласно ГОСТ Р 27.002-2009 (в настоящее время не действует), это систематизированный метод, определяющий соответствующие задачи и частоту повторения операций ТО, в основу которого положены вероятности и последствия отказов.

Более удачным представляется определение стандарта [10], согласно которому надёжностно-ориентированное ТО (RCM) представляет собой методологию выявления и выбора политик управления отказами (рис. 1). Политика управления отказами, в свою очередь, может включать в себя как действия по ТО, так и изменения правил эксплуатации, конструктивные доработки и другие действия, которые в стандарте [11] названы разовыми преобразованиями и нацелены на ослабление риска отказов. К ним также относятся изменение методов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) и обучение персонала.

Для Цитирования:
Антоненко И.Н., Некоторые заблуждения и мифы о методологии RCM. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала