По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.871

Некоторые проблемы формирования и установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий для обеспечения функционирования военных объектов

Бородина О. Б. канд. экон. наук, доцент кафедры землепользования и кадастров, Государственный университет по землеустройству, г. Москва E-mail: olga2700@mail.ru

Автор анализирует проблемы формирования запретных и иных зон военных объектов, внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, установления правового режима земельных участков в границах таких зон, информирования об их установлении заинтересованных лиц.

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации недвижимости [Электронный ресурс]: [федер. закон № 218‑ФЗ: принят Гос. Думой 03 июля 2015 г.: в ред. от 03.04.2018]. — Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

2. Российская Федерация. Законы. О землеустройстве [Электронный ресурс]: [федер. закон № 78‑ФЗ: принят Гос. Думой 24 мая 2001 г.: в ред. от 31.12.2017]. — Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

3. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон № 507‑ФЗ: принят Гос. Думой 22 декабря 2017 г.]. — Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

4. Российская Федерация. Постановления. Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны [Электронный ресурс]: [постановление Правительства РФ № 405 от 05.05.2014: в ред. от 27.07.2017]. — Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

5. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3–13, 15 ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного ка дастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости [Электронный ресурс]: [постановление Правительства РФ № 1532 от 31.12.2015: в ред. от 19.06.2017]. — Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

6. Российская Федерация. Постановления. О составе, порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства, а также порядке внесения изменений в такую схему [Электронный ресурс]: [постановление Правительства РФ от 26.11.2012 № 1220 в ред. от 21.12.2016]. — Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

7. Российская Федерация. Приказы. О межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны [Электронный ресурс]: [приказ Министра обороны РФ от 03.07.2015 № 396]. — Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

8. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Требований к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории [Электронный ресурс]: [приказ Минэкономразвития России от 23.03.2016 № 163]. — Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

9. Письмо Роспотребнадзора от 30.05.2016 № 01/6719‑16‑32 «О внесении сведений об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости» // Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

10. Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2015 № 303‑КГ15–16070 по делу № А51-31186/2014 Требование: О пересмотре судебных актов по делу о признании незаконным решения государственного органа // Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

11. Определение ВАС РФ от 24.03.2011 № ВАС3075/11 по делу № А48-2518/2009 В передаче дела по заявлению о признании незаконными действий органа местного самоуправления по отказу в предоставлении земельного участка в собственность для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что спорный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность ввиду того, что такая возможность федеральным законом не установлена // Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс»;

12. Определение ВАС РФ от 20.07.2011 № ВАС8754/11 по делу № А72-7473/2010 В передаче дела по заявлению о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в собственность за плату земельного участка для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к обоснованному выводу о том, что спорный участок относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность // Доступ из справ.‑правовой системы «Консультант Плюс».

Особенностью государственной политики в сфере правового режима земель обороны и безопасности является, как и их правовой статус (т. е. факт принадлежности земель обороны и безопасности относится исключительно к федеральной собственности), так и особый порядок обеспечения безопасности функционирования военных объектов.

Земельные участки данной категории находятся в ведении силовых ведомств и служб Российской Федерации, а именно Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны и др.

Недостаточность правового регулирования данной категории земель, систематическое изменение земельного законодательства, развитие деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и иных силовых структур, государственная значимость земель обороны и безопасности, нарастающие темпы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации определяют актуальность аналитических исследовательских работ в целях систематизации и совершенствования законодательства в данной сфере.

Российское законодательство определяет особый статус объектов, расположенных на землях обороны и безопасности. В связи с этим земельным законодательством предусмотрена возможность установления зон с особыми условиями использования земель в отношении объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Постановлением Правительства Российской федерации от 05.05.2014 № 405 регулируется порядок установления запретных зон и иных зон с особыми условиями земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны [4].

В соответствии с данным постановлением для обеспечения функционирования военных объектов, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, устанавливаются запретные зоны и специальные зоны, являющиеся территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.

Для Цитирования:
Бородина О. Б., Некоторые проблемы формирования и установления правового режима зон с особыми условиями использования территорий для обеспечения функционирования военных объектов. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: