Проблема совершенствования воспроизводства и регулирования трудового потенциала сельских территорий является актуальной задачей как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. Это обусловлено ухудшением демографической, трудоресурсной и кадровой ситуации в большинстве регионов страны, необходимостью создания благоприятных условий для формирования и устойчивого развития сельских территорий, что является одной из важнейших стратегических целей государственной политики России.
В настоящее время многие исследователи при определении качественных характеристик трудового потенциала выделяют четыре основные: физическую (состояние здоровья и работоспособность); интеллектуальную (уровень образования, талант, способность к совершенствованию и др.); социальную (уровень и качество жизни); а также технико-технологическую (технологический и технический уровень производства, рабочих мест).
Безусловно, две первые составляющие трудового потенциала действительно объективно отражают его сущность и формы проявления. Что касается социальной и технико-технологической составляющих трудового потенциала, то, по нашему мнению, это скорее факторы, которые влияют на проявление способностей работников. Так, например, низкий уровень цены рабочей силы и обеспечения жильем еще не свидетельствуют о слабом развитии трудового потенциала, хотя, безусловно, длительное воздействие данных факторов может отрицательно сказаться на формировании человеческих способностей к труду. Настоящие рассуждения справедливы и в отношении технико-технологического уровня развития производства и рабочих мест.
Движение трудового потенциала происходит в различных социально-экономических средах (срезах): институциональной, отраслевой, территориальной, а также в различных воспроизводственных фазах. Его адаптивные свойства проявляются как своеобразная «ответная реакция» на изменение привычных условий функционирования как в явной, так и в латентной (скрытой) форме. Таким образом, в отличие от воспроизводства материальных и финансовых элементов, процесс воспроизводства трудового потенциала происходит в более сложной форме, имея в виду механизмы передачи опыта, устаревания знаний и т. д.