По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 5.2.3

Некоторые аспекты учета государственной поддержки предприятий АПК

Л. В. Агаркова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь
О. В. Ельчанинова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь

Организации агропромышленного сектора в современных условиях осуществляют свою деятельность в режиме жесткой конкуренции, диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию. Исполнительная власть предпринимает меры по правительственной поддержке деятельности организаций АПК, однако в этой области есть определенные сложности. Правительство РФ, соответствующие государственные структуры, включая отраслевые, а также экономические субъекты агропромышленного комплекса взаимно заинтересованы в программно-целевом бюджетном субсидировании сельского хозяйства, решая задачи и поддержки, и развития отрасли. В контексте учетно-информационного обеспечения проблемы связаны со сложностью корректного отражения субсидий, дотаций, компенсаций в соответствии с требованиями стандартов и их влияния на себестоимость. В статье исследованы комплексные проблемы, связанные с корректным бухгалтерским и управленческим учетом государственных субсидий и дотаций в сельскохозяйственных предприятиях. Анализируются методологические, нормативные и практические сложности их признания, оценки, распределения и отражения. Особое внимание уделяется влиянию этих сложностей на формирование достоверной себестоимости сельскохозяйственной продукции, что отражается на искажении финансовых результатов, неэффективном управлении затратами и затрудняет принятие обоснованных экономических решений как на уровне предприятия, так и на макроэкономическом уровне. Предлагаются направления совершенствования методологии учета и повышения прозрачности финансовой отчетности аграрного сектора.

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «О развитии сельского хозяйства» (с изм. идоп., вступ. в силу с 01.03.2025).

2. Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000) (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н).

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

4. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (утв. Минсельхозом России) / Е. В. Фастова, Л. И. Хоружий, О. А. Коваленко, Н. Г. Белов, А. И. Павлычев, В. И. Хоружий, К. А. Джикия, Н. Н. Хорохордин, Р. А. Алборов, Н. А. Кокарев. — М., 2003. — 205 с.

5. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях: утв. приказом Минсельхоза России от 2 февраля 2004 г. № 75) / Е. В. Фастова, Л. И. Хоружий, Н. Г. Белов, А. И. Павлычев, Р. В. Костина, Р. А. Алборов, Н. А. Кокарев, В. Г. Широбоков, Н. Н. Хорохордин // Сборник методических рекомендаций по бухгалтерскому учету в сельскохозяйственных организациях. — М., 2004. — С. 413–438.

6. Негода В.А. Вопросы организации учета средств государственной поддержки в крестьянских (фермерских) хозяйствах / В. А. Негода, Н. А. Кокорев, В. И. Хоружий // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2022. — № 3. — С. 212–223.

7. Хоружий Л. И., Кокорев Н.А., Багирова С.М. Развитие бухгалтерского учета государственной помощи в сельскохозяйственных организациях / Л. И. Хоружий, Н. А. Кокорев, С. М. Багирова // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). — 2019. — № 6. — С. 26–34.

8. Кокорев Н.А. Экономическая сущность, классификация и методологические аспекты раскрытия информации о государственной помощи в бухгалтерской отчетности / Н. А. Кокорев, Л. И. Хоружий, И. Н. Турчаева, В. А. Матчинов, В. А. Негода, П. Н. Мишин // Бухучет в сельском хозяйстве. — 2021. — № 12. — С. 22–35.

9. Хоружий Л.И. Формирование системы учетно-аналитического обеспечения эффективности использования средств государственной поддержки как элемента экономической безопасности сельскохозяйственных организаций / Л. И. Хоружий, Н. А. Кокорев, Н. М. Гореева, В. А. Матчинов, И. Н. Турчаева, П. Н. Мишин // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. — 2025. — № 2. — С. 197–211.

Государственная поддержка в виде субсидий и дотаций является неотъемлемым элементом функционирования современного аграрного сектора, направленным на обеспечение продовольственной безопасности, стабилизацию доходов производителей и компенсацию объективных рисков отрасли. Однако процесс отражения этой поддержки в учете сельскохозяйственных предприятий сопряжен со значительными методологическими и практическими сложностями. Целевые средства являются специфическими поступлениями. Их нужно правильно приходовать, тратить по назначению, и по ним необходимо отчитываться. Некорректный учет субсидий напрямую искажает ключевой показатель экономической эффективности — себестоимость произведенной продукции, что деформирует представление о реальной рентабельности хозяйственной деятельности, затрудняет ценообразование, планирование и анализ эффективности производства. В качестве теоретической базы использовались нормативные акты и актуальные исследования по учету затрат и исчислению себестоимости в АПК, например работы Хоружий Л. И. [9], Кокорева Н. А. [8], Турчаевой И. Н. [7], Багировой С. М. [7], Негода В. А. [6] и других, с фокусом на сельское хозяйство.

Цель исследования: данная статья ставит целью систематизировать основные сложности корректного отражения субсидий и проанализировать механизм их влияния на формирование себестоимости сельхозпродукции. Задачи исследования: структурирование проблем отражения в бухгалтерском учете, изучение влияния субсидий на отражение хозяйственных операций, касающихся формирования себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Объектом исследования выступили проблемы корректного отражения субсидий, для подробного изучения которых следует разложить их по классификационным признакам (табл. 1).

Как видно из таблицы 1, сложности корректного отражения субсидий можно разделить на несколько ключевых групп.

Первая группа охватывает методологические сложности, к которым можно отнести:

1. Определение момента признания субсидии: факт получения уведомления, поступление средств, выполнение условий и ее классификация на покрытие затрат, финансирование капитальных вложений, связанных с доходом, с активом в соответствии с требованиями РСБУ (ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи») [2] и МСФО (IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи») [3]. Различия в подходах между стандартами создают дополнительные сложности для компаний, применяющих МСФО.

Для Цитирования:
Л. В. Агаркова, О. В. Ельчанинова, Некоторые аспекты учета государственной поддержки предприятий АПК. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: