Государственная поддержка в виде субсидий и дотаций является неотъемлемым элементом функционирования современного аграрного сектора, направленным на обеспечение продовольственной безопасности, стабилизацию доходов производителей и компенсацию объективных рисков отрасли. Однако процесс отражения этой поддержки в учете сельскохозяйственных предприятий сопряжен со значительными методологическими и практическими сложностями. Целевые средства являются специфическими поступлениями. Их нужно правильно приходовать, тратить по назначению, и по ним необходимо отчитываться. Некорректный учет субсидий напрямую искажает ключевой показатель экономической эффективности — себестоимость произведенной продукции, что деформирует представление о реальной рентабельности хозяйственной деятельности, затрудняет ценообразование, планирование и анализ эффективности производства. В качестве теоретической базы использовались нормативные акты и актуальные исследования по учету затрат и исчислению себестоимости в АПК, например, работы Хоружий Л.И. [9], Кокорева Н.А. [8], Турчаевой И.Н. [7], Багировой С.М. [7] Негода В.А. [6] и др. с фокусом на сельское хозяйство.
Цель исследования: данная статья ставит целью систематизировать основные сложности корректного отражения субсидий и проанализировать механизм их влияния на формирование себестоимости сельхозпродукции.
Задачи исследования: структурирование проблем отражения в бухгалтерском учете, изучение влияния субсидий на отражение хозяйственных операций, касающихся формирования себестоимости сельскохозяйственной продукции.
Объектом исследования выступили проблемы корректного отражения субсидий, для подробного изучения которых следует разложить их по классификационным признакам (табл. 1).
Как видно из табл. 1, сложности корректного отражения субсидий можно разделить на несколько ключевых групп.
Первая группа охватывает методологические сложности, к которым можно отнести:
1. Определение момента признания субсидии: факт получения уведомления, поступление средств, выполнение условий и ее классификация: на покрытие затрат, на финансирование капитальных вложений, связанные с доходом, связанные с активом в соответствии с требованиями РСБУ (ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи») [2] и МСФО (IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи») [3]. Различия в подходах между стандартами создают дополнительные сложности для компаний, применяющих МСФО.