Как и положено, в каждой статье должна быть вводная часть, которая показывает её основное направление. Прежде чем мы перейдём к преднапряжёному железобетону, напомним шаги развития бетона и преднапряженного железобетона (ПНЖБ).
Какую бы я страну не назвал родиной бетона, это будет обязательно оспорено с «бетонными» доказательствами, приведением фактов, упоминанием в книгах и летописях, показом древних строений и обращением к логике и ещё «живым» свидетелям.
Но было замечено, что бетон хрупок, плохо сопротивляется излому, а уж о его работе на разрыв и говорить нечего, слишком много таких примеров, и все не в пользу бетона.
И стали в бетон добавлять ветки деревьев, солому, сухую траву, а китайцы — сухой бамбук. Это ещё не железобетон, но тенденция явная, да и говорить в те времена о металлических стержнях было явно преждевременно ввиду их дороговизны и нетехнологичности изготовления. Да и чуть позже, когда настал век чугуна, тенденция продолжилась, так как он на разрыв и излом лучше бетона, но не намного.
И вот наступил век Мартена и Бесемера, когда сталь подешевела и завоевала мир, а когда в сталь стали добавлять легирующие добавки, она стала незаменима в машиностроении, электротехнике, строительстве и изготовлении инструментов. Насколько была дорога эта привозная сталь, говорит такой пример: про человека, ищущего работу, в те времена говорили, что он «ломом подпоясанный». А пошло это от того, что некоторые землекопы, например золотари, имели свои персональные (личные) ломы. При смене места работы этот лом загибали вокруг талии и так с ним спали и искали другое место, а топор затачивали до тех пор, что он походил на детскую игрушку. Этот пример приведён к тому, чтобы было понятно, что металл для арматуры, как говорили, «нынче дорог».
Ну и о металлической арматуре. Так как эта статья может представлять интерес только для специалистов, то мы опускаем слова о преимуществах железобетона, а остановимся конкретно на стальной арматуре. Вначале она была плоская, и делалось это с целью соединения арматурных отрезков (лент). Они соединялись заклёпками, а позже — болтами. Было замечено, что плоская арматура плохо соединяется с бетоном, вдоль малой площади арматуры (ребро) в бетоне образуется трещина, а вдоль боковой стенки бетон вообще не контактирует, и постепенно в течение 10– 15 лет стали переходить на круглую, пока ещё гладкую арматуру. Даже в тридцатые годы прошлого столетия строители в Москве арматуру соединяли друг с другом внахлёстку путём сверления и затяжкой болтами.